Меню сайта

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Структура  программы  учебного  предмета

I.         Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                       

VI.    Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой методической литературы

- Рекомендуемые Интернет-ресурсы

 

I.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Театральные игры» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Содержание учебного предмета «Театральные игры» направлено:

на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности, а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в театральном искусстве.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 – 14 лет.                           

Программа по учебному предмету «Театральные игры» составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, а именно:

- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде;

- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти;

- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в  самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов;

- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.

В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Театральные игры» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

     Объем учебного времени, составляет 66 часа аудиторной нагрузки.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

 

2-й год

 

Итого часов

Форма занятий

мелкогрупповая

 

Аудиторная (в часах)

33

33

66

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.

 

 

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

  • 1-2 годы обучения – по 1 часа в неделю;

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек)  и при необходимости в форме групповых занятий (от 11 до15 человек в группе).

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока: 45 минут.

 

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.

Задачи:

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  •  

воспитание творческой инициативы;

устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;

создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия,  психического здоровья и успеха.

Структура программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

практические:

 - игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных  навыков;

- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, мини спектакли);

наглядные:

- просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам;

- просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок   с обязательным обсуждением увиденного;

- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;

репродуктивные:

 - участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;

частично-поисковые:

- совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;

- разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций;

проблемные:

- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.

 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:  

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

 - наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.

Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;

- учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки);

- спортивный инвентарь (скакалки, мячи);

- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе занятий;

-помещение для хранения реквизита и бутафории;

- школьная библиотека.

 

 

 

II.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

         Структура организации занятий по предмету «Театральные игра» подразумевает слияние тренингов и теоретических основ театрального искусства. Основным принципом организации занятий является формирование разновозрастных групп, что обусловлено особенностями театрального искусства, как целостного и непрерывного процесса самосовершенствования. При обучении детей 1 класса допустимо предлагать более старшим детям принимать участие в играх уже как ведущих (такая система практической передачи опыта положительно сказывается на развитии как младших, так и старших участников группы). Рекомендуемые игры и упражнения являются универсальным инструментарием, обеспечивающим непрерывное развитие детей вне зависимости от возраста и года обучения.

Первый год обучения

 

 

 

 

Темы уроков

 

Вид учебного

занятия

 

Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

1

Вводный урок:

Добро пожаловать в театр  

урок

1

2

Тренинги телесного восприятия

 

2

3

Работа с динамикой и движением

 

2

4

Развитие внимания

 

2

5

Развитие воображения

 

2

6

Работа с понятиями «Актерский образ»

 

4

7

Создание авторского сюжета

 

4

8

Изучение структуры театрального сюжета

 

4

9

Перевоплощение

 

5

10

Работа с авторским материалом

 

6

11

Итоговый показ созданного сюжета

 

1

 

Итого:

 

33

 

Второй год обучения

 

 

 

Темы уроков

 

Вид учебного

занятия

 

Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

1

Вводный урок:

Добро пожаловать в театр  

урок

1

2

Тренинги телесного восприятия

 

2

3

Работа с динамикой и движением

 

2

4

Развитие внимания

 

2

5

Развитие воображения

 

2

6

Работа с понятиями «Актерский образ»

 

4

7

Создание авторского сюжета

 

4

8

Изучение структуры театрального сюжета

 

4

9

Перевоплощение

 

5

10

Работа с авторским материалом

 

6

11

Итоговый показ созданного сюжета

 

1

 

Итого:

 

33

 

 

   III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Театральные игры»:

Первый год обучения

знать:

- правила поведения и технику безопасности на занятиях;

- правила поведения в театре;

- что такое мизансцена тела;

- начальные слагаемые выразительности маленького актера – жест, мимика, слово;

- что такое перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство;

- правила предлагаемых преподавателем театральных игр;

- о понятии «герой сказки»;

- как выстраивается сказочная история;

- о театральном жанре «театр на столе»;

- о театральном направлении «хэнд - арт»;

- волшебное слово для превращений «если бы» и как им пользоваться;

уметь:

- объяснять жестами свои желания;

- угадывать через жест желания других;

- приветствовать жестами;

- в мимике отразить настроение;

- принимать позу в форме цифр, букв и «писать телом» в команде несложные слова;

- показать походки разных людей, их настроение;

- участвовать в играх на слагаемые выразительности;

- владеть своим телом;

- участвовать в играх на знакомство;

- участвовать в играх на внимание;

- согласованно действовать в группе;

- сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его;

- одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые;

- ориентироваться в сценическом пространстве;

- фантазировать на заданную тему;

- словесно воздействовать на партнера;

- активно участвовать в играх;

- восстанавливать последовательность всех предметов задания;

- изменять свое поведение в соответствии с заданием;

- участвовать в этюде;

- организовывать сценическое пространство на столе из подручных предметов;

- сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при помощи рук;

- с помощью рук конструировать сказочных персонажей;

- фантазировать с предметами и превращать их в нечто другое;

- превращать комнату в сценическую площадку для разыгрывания придуманных историй;

- «превращаться» по заданию преподавателя в предметы, растения и животных;

- держать внимание в течение 5-10 минут;

- равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах;

- участвовать в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе».

 

 

Второй год обучения

знать:

- о контрастах в жизни и в театре;

- по 2-3 упражнения на внимание, на воображение, на развитие памяти;

- по 2-3 упражнения на активизацию ассоциативного или образного мышления;

- по 2-3 упражнения на развитие эмоциональной памяти и на импровизационное самочувствие;

- что такое этюд;

- что такое событие;

- что такое роль;

уметь:

- переносить внимание с предмета на себя и свое тело;

- участвовать в упражнениях на активизацию ассоциативного, образного мышления;

- участвовать в упражнениях на развитие эмоциональной памяти;

- участвовать в упражнениях на импровизационное самочувствие;

- выполнять задания с музыкальным сопровождением;

- участвовать в упражнениях на развитие логики;

- объяснять свое поведение в том или ином упражнении или этюде;

- логически достраивать начатое предложение;

- запоминать заданные преподавателем мизансцены;

- сочинять маленький монолог от придуманного персонажа;

- составлять предложение из 3-4-х заданных слов;

- представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени;

- оживлять скульптуру и фотографию в упражнениях «скульптура» и «стоп кадр»;

- находить оправдание заданной позе;

- сочинять и рассказывать сказку (историю) «Необычное приключение обычного предмета»;

- обыграть предмет в небольшой сценке, придуманной самостоятельно;

- передать характер предмета-образа;

- рассказать, какой характер у любимой игрушки, принесённой из дома;

- побеседовать от имени своей игрушки с партнером;

- устроить импровизированный концерт с игрушками;

- превращаться в предмет и угадывать превращения других;

- создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- угадывать задуманный всеми в группе конкретный объект;

- сочинять диалог двух антагонистов и разыграть его на сцене;

- живо и интуитивно реагировать на объективные изменения условий вымысла («сел на бугорок, а это оказался муравейник»);

- придумывать ситуации, требующие активной работы воображения и яркого эмоционального отклика;

- организовывать события в маленьком этюде;

- импровизировать на тему выбранного или предложенного персонажа;

- одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному;

- «участвовать, как герой в сказке» – импровизации, придуманные в группе совместно  с преподавателем.

 

IV.    ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную  и итоговую аттестации учащихся и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчёта. Формы промежуточной и итоговой аттестации:

первый год обучения: мини спектакли в жанре «театр на столе» с использованием подручных предметов и рук, сочинённые совместно с преподавателем (индивидуальные, групповые);

второй год обучения: сказка-импровизация, придуманная совместно с преподавателем, в которой героями становятся дети;

Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные контрольные уроки по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме публичного выступления.

Критерии оценки

По результатам текущей и промежуточной аттестации 1-2 годов обучения рекомендуется оценивать знания по принятой в системе дополнительного образования (3,4,5 баллов). Допускается оценка с минусом и плюсом

5 – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно.

По результатам итоговой аттестации знания оцениваются: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки) разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно.

V.      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

На занятиях  педагог своей главной задачей должен ставить не обучение  актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого  мышления). Необходимо  рассматривать каждого учащегося  как   личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей.

Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 7 – 10 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства,  перво-ощущения, перво-эмоцию,  перво-взгляд.

Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать  с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения.

Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».

Главная задача первого года обучения для преподавателя: создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе».

 Второй год обучения предполагает формирование у учащихся умений переносить историю с  абстрактного персонажа  на собственное «Я». Педагог дает задания ученику с  учетом того, что все происходящее в ролевых играх, этюдах-историях происходит лично с ним: «Я» в предлагаемых обстоятельствах»  по К.С.Станиславскому.

 

VI.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Список рекомендуемой методической и учебной литературы

  1. Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2001
  2. Гавриленко Н. Театральные уроки.  «Начальная школа», 2005: №1
  3. Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание (рабочая тетрадь). - М., 2003
  4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 классы.  - М., Баласс, 2004
  5. Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб, Прайм-Еврознак, 2008
  6. Голубовский Б.Г. Читайте ремарку. – М., «ГИТИС», 2004
  7. Голубовский Б.Г. Актер - самостоятельный художник. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004
  8. Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2005
  9. Голубовский Б.Г. Большие, маленькие театры. - М., Издательство имени Собашниковых,1998
  10. Голубовский Б.Г. Шаг в профессию. - М., «ГИТИС», 2002
  11. Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - М., «ГИТИС», 2001
  12. Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
  13. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004
  14. Ершова А., Захарова Е. Искусство в жизни детей. - М., «Просвещение» 1991
  15. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., ТОО «Горбунок», 1992
  16. Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. - М., «Просвещение», 1994
  17. Ершов П.М. Искусство толкования. «Режиссура как практическая психология». Т 1. - Дубна, Издательский  центр «Феникс», 1997
  18. Ершов  П.М. Искусство толкования.  т.2. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия.  - СПб, Речь, 2006
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб, Речь, 2006
  21. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг.  - СПб,  Прайм-Еврознак, 2008
  22. Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли.- М., «Театр», 1955: №№ 1-2
  23. Кожанова. Как хорошо, что есть театр. - «Начальная школа», 2005: №1
  24. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., «Школьная пресса», 2000
  25. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника.  - М., Просвещение, 2006
  26. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. Ч. 1,2.   - М., ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
  27. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра.  - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004
  28. Миллер С. Психология игры.  - СПб, 1999
  29. Немировский А.В. Пластическая выразительность актёра. - М., Искусство,1976
  30. Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. – М., ВТО, 1984
  31. О школьном театре.  «Классный руководитель», 2002: № 6
  32. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей.  - СПб, Речь; М., Сфера, 2008
  33. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля.  - М., ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008
  34. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной.  - М., 1987
  35. Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. - М., Искусство, 1972
  36. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.  - М., 1993
  37. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
  38. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.  - СПб, Речь, 2007
  39. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., «Искусство», 1954-1961
  40. Стреллер Д. Театр для людей. - М. «Радуга», 1984
  41. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006
  42. Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А.Дрознина. - М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005
  43. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2001
  44. Театр, где играют дети (учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллектив) под редакцией А.Б.Никитиной. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  45. Ткачева Е.М. Пьесы. - М., ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008
  46. Чехов М. Об искусстве актера. Т.2. - М., «Искусство», 1995
  47. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности М., «Владос» 2004
  48. Шихматов Л. Сценические Этюды. -  М., «Просвещение» 1971
  49. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М., ВЦХТ, 1998
  50. Энциклопедия для детей. Искусство. Музыка. Театр. Кино. – М., «Аванта», 2003
  51. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

 

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
  2. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru.
  3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа  http://biblioteka.teatr-obraz.ru
  4. Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
  5. В. П. Шильгави. Начнём с игры. 01. Мы будем играть. http://dramateshka.ru/index.php/education/4032-v-p-shiljgavi-nachnyom-s-igrih-01-mih-budem-igratj
  6. "Лукошко сказок" - сказки для детей. www.lukoshko.net
  7. Большая библиотека для мам и детей. Забавные истории, загадки. www.kid.ru
  8. Детская литература и детские книги в бесплатной электронной библиотеке детской литературы. www.kidsbook.ru
  9. Театральная библиотека Сергея Ефимова. http://www.theatre-library.ru/authors/p/panchev
  10. Библиотека Машкова, раздел «Литература для детей». http://lib.ru/

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz