Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Список рекомендуемой методической литературы
- Рекомендуемые Интернет-ресурсы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Театральные игры» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Содержание учебного предмета «Театральные игры» направлено:
на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности, а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в театральном искусстве.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 – 14 лет.
Программа по учебному предмету «Театральные игры» составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, а именно:
- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде;
- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти;
- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов;
- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.
В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Театральные игры» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, составляет 66 часа аудиторной нагрузки.
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
Итого часов
|
Форма занятий
|
мелкогрупповая
|
|
Аудиторная (в часах)
|
33
|
33
|
66
|
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)
|
На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.
|
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
- 1-2 годы обучения – по 1 часа в неделю;
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек) и при необходимости в форме групповых занятий (от 11 до15 человек в группе).
Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока: 45 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.
Задачи:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
воспитание творческой инициативы;
устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;
создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.
Структура программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
практические:
- игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков;
- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, мини спектакли);
наглядные:
- просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам;
- просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного;
- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;
репродуктивные:
- участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;
частично-поисковые:
- совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;
- разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций;
проблемные:
- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:
- наглядные и учебно-методические пособия;
- методические рекомендации;
- наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.
Материально-технические:
- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;
- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;
- учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки);
- спортивный инвентарь (скакалки, мячи);
- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;
- проектор и экран;
- слайды, диски;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- видеотека;
- использование сети Интернет;
- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе занятий;
-помещение для хранения реквизита и бутафории;
- школьная библиотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Структура организации занятий по предмету «Театральные игра» подразумевает слияние тренингов и теоретических основ театрального искусства. Основным принципом организации занятий является формирование разновозрастных групп, что обусловлено особенностями театрального искусства, как целостного и непрерывного процесса самосовершенствования. При обучении детей 1 класса допустимо предлагать более старшим детям принимать участие в играх уже как ведущих (такая система практической передачи опыта положительно сказывается на развитии как младших, так и старших участников группы). Рекомендуемые игры и упражнения являются универсальным инструментарием, обеспечивающим непрерывное развитие детей вне зависимости от возраста и года обучения.
Первый год обучения
№
№
|
Темы уроков
|
Вид учебного
занятия
|
Общий объем времени (в часах)
|
Ауди-торные занятия
|
1
|
Вводный урок:
Добро пожаловать в театр
|
урок
|
1
|
2
|
Тренинги телесного восприятия
|
|
2
|
3
|
Работа с динамикой и движением
|
|
2
|
4
|
Развитие внимания
|
|
2
|
5
|
Развитие воображения
|
|
2
|
6
|
Работа с понятиями «Актерский образ»
|
|
4
|
7
|
Создание авторского сюжета
|
|
4
|
8
|
Изучение структуры театрального сюжета
|
|
4
|
9
|
Перевоплощение
|
|
5
|
10
|
Работа с авторским материалом
|
|
6
|
11
|
Итоговый показ созданного сюжета
|
|
1
|
|
Итого:
|
|
33
|
Второй год обучения
№
№
|
Темы уроков
|
Вид учебного
занятия
|
Общий объем времени (в часах)
|
Ауди-торные занятия
|
1
|
Вводный урок:
Добро пожаловать в театр
|
урок
|
1
|
2
|
Тренинги телесного восприятия
|
|
2
|
3
|
Работа с динамикой и движением
|
|
2
|
4
|
Развитие внимания
|
|
2
|
5
|
Развитие воображения
|
|
2
|
6
|
Работа с понятиями «Актерский образ»
|
|
4
|
7
|
Создание авторского сюжета
|
|
4
|
8
|
Изучение структуры театрального сюжета
|
|
4
|
9
|
Перевоплощение
|
|
5
|
10
|
Работа с авторским материалом
|
|
6
|
11
|
Итоговый показ созданного сюжета
|
|
1
|
|
Итого:
|
|
33
|
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Театральные игры»:
Первый год обучения
знать:
- правила поведения и технику безопасности на занятиях;
- правила поведения в театре;
- что такое мизансцена тела;
- начальные слагаемые выразительности маленького актера – жест, мимика, слово;
- что такое перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство;
- правила предлагаемых преподавателем театральных игр;
- о понятии «герой сказки»;
- как выстраивается сказочная история;
- о театральном жанре «театр на столе»;
- о театральном направлении «хэнд - арт»;
- волшебное слово для превращений «если бы» и как им пользоваться;
уметь:
- объяснять жестами свои желания;
- угадывать через жест желания других;
- приветствовать жестами;
- в мимике отразить настроение;
- принимать позу в форме цифр, букв и «писать телом» в команде несложные слова;
- показать походки разных людей, их настроение;
- участвовать в играх на слагаемые выразительности;
- владеть своим телом;
- участвовать в играх на знакомство;
- участвовать в играх на внимание;
- согласованно действовать в группе;
- сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его;
- одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- фантазировать на заданную тему;
- словесно воздействовать на партнера;
- активно участвовать в играх;
- восстанавливать последовательность всех предметов задания;
- изменять свое поведение в соответствии с заданием;
- участвовать в этюде;
- организовывать сценическое пространство на столе из подручных предметов;
- сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при помощи рук;
- с помощью рук конструировать сказочных персонажей;
- фантазировать с предметами и превращать их в нечто другое;
- превращать комнату в сценическую площадку для разыгрывания придуманных историй;
- «превращаться» по заданию преподавателя в предметы, растения и животных;
- держать внимание в течение 5-10 минут;
- равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах;
- участвовать в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе».
Второй год обучения
знать:
- о контрастах в жизни и в театре;
- по 2-3 упражнения на внимание, на воображение, на развитие памяти;
- по 2-3 упражнения на активизацию ассоциативного или образного мышления;
- по 2-3 упражнения на развитие эмоциональной памяти и на импровизационное самочувствие;
- что такое этюд;
- что такое событие;
- что такое роль;
уметь:
- переносить внимание с предмета на себя и свое тело;
- участвовать в упражнениях на активизацию ассоциативного, образного мышления;
- участвовать в упражнениях на развитие эмоциональной памяти;
- участвовать в упражнениях на импровизационное самочувствие;
- выполнять задания с музыкальным сопровождением;
- участвовать в упражнениях на развитие логики;
- объяснять свое поведение в том или ином упражнении или этюде;
- логически достраивать начатое предложение;
- запоминать заданные преподавателем мизансцены;
- сочинять маленький монолог от придуманного персонажа;
- составлять предложение из 3-4-х заданных слов;
- представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени;
- оживлять скульптуру и фотографию в упражнениях «скульптура» и «стоп кадр»;
- находить оправдание заданной позе;
- сочинять и рассказывать сказку (историю) «Необычное приключение обычного предмета»;
- обыграть предмет в небольшой сценке, придуманной самостоятельно;
- передать характер предмета-образа;
- рассказать, какой характер у любимой игрушки, принесённой из дома;
- побеседовать от имени своей игрушки с партнером;
- устроить импровизированный концерт с игрушками;
- превращаться в предмет и угадывать превращения других;
- создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
- угадывать задуманный всеми в группе конкретный объект;
- сочинять диалог двух антагонистов и разыграть его на сцене;
- живо и интуитивно реагировать на объективные изменения условий вымысла («сел на бугорок, а это оказался муравейник»);
- придумывать ситуации, требующие активной работы воображения и яркого эмоционального отклика;
- организовывать события в маленьком этюде;
- импровизировать на тему выбранного или предложенного персонажа;
- одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному;
- «участвовать, как герой в сказке» – импровизации, придуманные в группе совместно с преподавателем.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации учащихся и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчёта. Формы промежуточной и итоговой аттестации:
первый год обучения: мини спектакли в жанре «театр на столе» с использованием подручных предметов и рук, сочинённые совместно с преподавателем (индивидуальные, групповые);
второй год обучения: сказка-импровизация, придуманная совместно с преподавателем, в которой героями становятся дети;
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные контрольные уроки по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме публичного выступления.
Критерии оценки
По результатам текущей и промежуточной аттестации 1-2 годов обучения рекомендуется оценивать знания по принятой в системе дополнительного образования (3,4,5 баллов). Допускается оценка с минусом и плюсом
5 – отлично;
4 – хорошо;
3 – удовлетворительно.
По результатам итоговой аттестации знания оцениваются: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки) разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
На занятиях педагог своей главной задачей должен ставить не обучение актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого мышления). Необходимо рассматривать каждого учащегося как личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей.
Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 7 – 10 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства, перво-ощущения, перво-эмоцию, перво-взгляд.
Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения.
Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».
Главная задача первого года обучения для преподавателя: создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе».
Второй год обучения предполагает формирование у учащихся умений переносить историю с абстрактного персонажа на собственное «Я». Педагог дает задания ученику с учетом того, что все происходящее в ролевых играх, этюдах-историях происходит лично с ним: «Я» в предлагаемых обстоятельствах» по К.С.Станиславскому.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Список рекомендуемой методической и учебной литературы
- Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2001
- Гавриленко Н. Театральные уроки. «Начальная школа», 2005: №1
- Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание (рабочая тетрадь). - М., 2003
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 классы. - М., Баласс, 2004
- Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб, Прайм-Еврознак, 2008
- Голубовский Б.Г. Читайте ремарку. – М., «ГИТИС», 2004
- Голубовский Б.Г. Актер - самостоятельный художник. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004
- Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2005
- Голубовский Б.Г. Большие, маленькие театры. - М., Издательство имени Собашниковых,1998
- Голубовский Б.Г. Шаг в профессию. - М., «ГИТИС», 2002
- Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - М., «ГИТИС», 2001
- Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
- Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004
- Ершова А., Захарова Е. Искусство в жизни детей. - М., «Просвещение» 1991
- Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., ТОО «Горбунок», 1992
- Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. - М., «Просвещение», 1994
- Ершов П.М. Искусство толкования. «Режиссура как практическая психология». Т 1. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997
- Ершов П.М. Искусство толкования. т.2. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб, Речь, 2006
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб, Речь, 2006
- Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. - СПб, Прайм-Еврознак, 2008
- Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли.- М., «Театр», 1955: №№ 1-2
- Кожанова. Как хорошо, что есть театр. - «Начальная школа», 2005: №1
- Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., «Школьная пресса», 2000
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М., Просвещение, 2006
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. Ч. 1,2. - М., ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
- Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004
- Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999
- Немировский А.В. Пластическая выразительность актёра. - М., Искусство,1976
- Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. – М., ВТО, 1984
- О школьном театре. «Классный руководитель», 2002: № 6
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. - СПб, Речь; М., Сфера, 2008
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М., ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008
- Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987
- Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. - М., Искусство, 1972
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993
- Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - СПб, Речь, 2007
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., «Искусство», 1954-1961
- Стреллер Д. Театр для людей. - М. «Радуга», 1984
- Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006
- Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А.Дрознина. - М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005
- Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2001
- Театр, где играют дети (учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллектив) под редакцией А.Б.Никитиной. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Ткачева Е.М. Пьесы. - М., ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008
- Чехов М. Об искусстве актера. Т.2. - М., «Искусство», 1995
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности М., «Владос» 2004
- Шихматов Л. Сценические Этюды. - М., «Просвещение» 1971
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М., ВЦХТ, 1998
- Энциклопедия для детей. Искусство. Музыка. Театр. Кино. – М., «Аванта», 2003
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
- Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
- Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru.
- Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru
- Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
- В. П. Шильгави. Начнём с игры. 01. Мы будем играть. http://dramateshka.ru/index.php/education/4032-v-p-shiljgavi-nachnyom-s-igrih-01-mih-budem-igratj
- "Лукошко сказок" - сказки для детей. www.lukoshko.net
- Большая библиотека для мам и детей. Забавные истории, загадки. www.kid.ru
- Детская литература и детские книги в бесплатной электронной библиотеке детской литературы. www.kidsbook.ru
- Театральная библиотека Сергея Ефимова. http://www.theatre-library.ru/authors/p/panchev
- Библиотека Машкова, раздел «Литература для детей». http://lib.ru/
|