Меню сайта

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Структура программы учебного предмета

I.         Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования  к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                       

VI.    Список литературы и средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Художественное слово» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.

Специфика театральной деятельности позволяет раскрыть в ребенке множество возможностей и склонностей. Дети, занимающиеся театральной деятельностью отличаются всесторонними интересами и склонностью в проявлении творческого потенциала. Именно по этой причине, преподаватель дает возможность ученику проявить наклонности и старается раскрыть таланты каждого. Кто-то проявляет интерес к оформлению сцены, кто-то к изготовлению костюмов, а кто-то и стремится внести вклад в световое оформление спектакля. Чтобы обучение на отделении было наиболее эффективным, введен практический предмет «Основы грима, сценографии, костюма». Он направлен на изучение основ театрального искусства, связанных с процессом сценического перевоплощения актера. Грим и костюм – одно из важнейших выразительных средств создания художественного образа. Они неотъемлемый компонент донесения идейно художественного замысла  зрительской аудитории. Сценография – создание атмосферы спектакля, что помогает актеру полностью погрузиться в образ. Объединение трех направлений театрального искусства в единый предмет, обусловлено спецификой раннего обучения детей на театральном отделении и способствует целостному пониманию искусства театра, как неразрывной связи всех составляющих. Предмет перекликается с репетиционной работой (Сценическая практика).

В программе предусмотрены теоретические и практические занятия. В процессе теоретических занятий учащиеся получают основные знания по предмету, а на практических занятиях закрепляют их и овладевают основными навыками работы.

Преподавание данного предмета предусматривает использование наглядных пособий (эскизов, иллюстраций, видео и фотоматериалов)

Как показывает практика – синтез теоретического и практического материала на занятиях значительно повышает уровень восприятия и эффективно отражается на уровне интереса к предмету. Таким образом, каждое занятие по программе строится на соотношении теории и практике в пропорции 1:3 соответственно.

Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», 7-14 лет.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Грим. Сценография. Костюм» составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, составляет 132часов аудиторной нагрузки.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

 

2-й год

 

3-й год

4-й год

Итого часов

Форма занятий

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

132

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.

 

 

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

1-4 годы обучения – по 1 часа в неделю;

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в  мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).

Цель программы.

         Формирование у учащихся целостного представления о театральном  искусстве через практические и теоретические навыки работы над спектаклем, создавая грим и костюм образа, придумывая и оформляя сценическое пространство.

Задачи программы.

  1. Дать учащимся основные знания в области грима, сценографии, костюма, раскрыть их значение в создании сценического и художественного образов.
  2. Помочь обучающимся осознать важность всех составляющих театрального искусства в актерской профессии.
  3. Научить анализу образа для выявления акцентов во внешних характеристиках образа средствами грима и костюма.
  4. Научить пониманию атмосферы спектакля для создания целостного оформления сцены.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения. 

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе яркого наглядного материала, интересных фактов и практика.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы.

- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа “в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

 

Обучение по программе осуществляется с учётом

основных принципов развивающего обучения:

- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,

- развитие познавательного интереса у ученика,

- развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  КАДРОВЫЕ: 

- педагог с высшим или средним специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области преподаваемого предмета

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

- формирование групп с 1 по 15 сентября по заявлению ребенка или родителей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

- наглядные и учебно-методические пособия

- методические рекомендации

- наличие литературы для детей и педагога

- спортивная форма,

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ: 

- кабинет, соответствующий СГН

- сцена с соответствующий звуковым и световым обеспечением

- стол

- стулья

- магнитофон (возможность музыкального сопровождения занятия)

- костюмная база и реквизит.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:

- благоприятный психологический микроклимат на занятиях

- доброжелательное отношение педагога к детям

- сплоченность детского коллектива

- демократический стиль общения педагога с детьми

- создание для каждого учащегося ситуации успеха

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план 1 класс

 

 

тема

практика

теория

Всего часов

Грим

История грима

-

1

1

Основы грима

-

1

1

Костюм

Театральный костюм

-

1

1

 

История театрального костюма

 

 

1

1

 

Костюм как средство выразительности актера

1

1

2

Сценография

Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

-

1

1

 

Средства выразительности в сценографии

1

1

2

Практическая часть

Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)

7

1

8

Практика по гриму

4

1

5

Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)

10

1

12

Всего часов:

23

10

33

 

Содержание программы

Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.

Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.

Первая часть. Грим

1. История грима.

Зарождение и использование грима.

Исторические изменения в театральном гриме.

2. Основы грима

Сангигиена.

Средства индивидуальной гигиены.

Массажные линии лица

Гримматериалы.

Принципы нанесения гримматериалов

Декоративный и сценический грим

3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы

Вторая часть. Костюм

1. Театральный костюм

Основные понятия

Уход за театральным костюмом

Отличия костюма и одежды

2. История театрального костюма

Исторический костюм

Особенности театрального костюма в различные эпохи

3. Костюм как средство выразительности актера

Костюм и образ

Цветовое решение и крой костюма

4. Практика изготовления костюма

Третья часть. Сценография

1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

Пространство сцены и особенности декораций

2. Средства выразительности в сценографии

Материалы и их особенности

Световое решение

Атмосфера спектакля

3. Практическое оформление спектакля

 

Учебно-тематический план 2 класс

 

 

тема

практика

теория

Всего часов

Грим

История грима

-

1

1

Основы грима

-

1

1

Костюм

Театральный костюм

-

1

1

 

История театрального костюма

 

 

1

1

 

Костюм как средство выразительности актера

1

1

2

Сценография

Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

-

1

1

 

Средства выразительности в сценографии

1

1

2

Практическая часть

Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)

7

1

8

Практика по гриму

4

1

5

Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)

10

1

12

Всего часов:

23

10

33

 

Содержание программы

Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.

Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.

Первая часть. Грим

1. История грима.

Зарождение и использование грима.

Исторические изменения в театральном гриме.

2. Основы грима

Сангигиена.

Средства индивидуальной гигиены.

Массажные линии лица

Гримматериалы.

Принципы нанесения гримматериалов

Декоративный и сценический грим

3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы

Вторая часть. Костюм

1. Театральный костюм

Основные понятия

Уход за театральным костюмом

Отличия костюма и одежды

2. История театрального костюма

Исторический костюм

Особенности театрального костюма в различные эпохи

3. Костюм как средство выразительности актера

Костюм и образ

Цветовое решение и крой костюма

4. Практика изготовления костюма

Третья часть. Сценография

1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

Пространство сцены и особенности декораций

2. Средства выразительности в сценографии

Материалы и их особенности

Световое решение

Атмосфера спектакля

3. Практическое оформление спектакля

Учебно-тематический план 3 класс

 

тема

практика

теория

Всего часов

Грим

История грима

-

1

1

Основы грима

-

1

1

Костюм

Театральный костюм

-

1

1

 

История театрального костюма

 

 

1

1

 

Костюм как средство выразительности актера

1

1

2

Сценография

Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

-

1

1

 

Средства выразительности в сценографии

1

1

2

Практическая часть

Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)

7

1

8

Практика по гриму

4

1

5

Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)

11

1

12

Всего часов:

23

10

33

Содержание программы

Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.

Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.

Первая часть. Грим

1. История грима.

Зарождение и использование грима.

Исторические изменения в театральном гриме.

2. Основы грима

Сангигиена.

Средства индивидуальной гигиены.

Массажные линии лица

Гримматериалы.

Принципы нанесения гримматериалов

Декоративный и сценический грим

3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы

Вторая часть. Костюм

1. Театральный костюм

Основные понятия

Уход за театральным костюмом

Отличия костюма и одежды

2. История театрального костюма

Исторический костюм

Особенности театрального костюма в различные эпохи

3. Костюм как средство выразительности актера

Костюм и образ

Цветовое решение и крой костюма

4. Практика изготовления костюма

Третья часть. Сценография

1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

Пространство сцены и особенности декораций

2. Средства выразительности в сценографии

Материалы и их особенности

Световое решение

Атмосфера спектакля

3. Практическое оформление спектакля

Учебно-тематический план 4 класс

 

тема

практика

теория

Всего часов

Грим

История грима

-

1

1

Основы грима

-

1

1

Костюм

Театральный костюм

-

1

1

 

История театрального костюма

 

 

1

1

 

Костюм как средство выразительности актера

1

1

2

Сценография

Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

-

1

1

 

Средства выразительности в сценографии

1

1

2

Практическая часть

Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)

7

1

8

Практика по гриму

4

1

5

Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)

10

1

12

Всего часов:

23

10

33

 

Содержание программы

Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.

Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.

Первая часть. Грим

1. История грима.

Зарождение и использование грима.

Исторические изменения в театральном гриме.

2. Основы грима

Сангигиена.

Средства индивидуальной гигиены.

Массажные линии лица

Гримматериалы.

Принципы нанесения гримматериалов

Декоративный и сценический грим

3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы

Вторая часть. Костюм

1. Театральный костюм

Основные понятия

Уход за театральным костюмом

Отличия костюма и одежды

2. История театрального костюма

Исторический костюм

Особенности театрального костюма в различные эпохи

3. Костюм как средство выразительности актера

Костюм и образ

Цветовое решение и крой костюма

4. Практика изготовления костюма

Третья часть. Сценография

1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие

Пространство сцены и особенности декораций

2. Средства выразительности в сценографии

Материалы и их особенности

Световое решение

Атмосфера спектакля

3. Практическое оформление спектакля

 

III.    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании изучения курса выпускник:

Знает:

-  Принципы работы с гримом, правила нанесения, гигиенические нормы.

- Особенности нанесения различных видов грима в соответствии с анатомическими данными и характером образа.

- Основные направления в театральном костюме.

- Основные понятия в сценографии и принципы использования различных материалов.

Умеет:

- Самостоятельно подобрать и выполнить целостное оформление сценического образа.

- Наносить грим, понимать целостность сценического костюма, выполнить простейшее оформление сцены.

Может:

-  Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);

Способы определения результатов,

контроль за качеством усвоения материала:

         Спектакли, подготовка к которому велась в течении года по данному предмету (изготовление декораций, костюмов, грим) будет результатом обучения для учащихся.

         В конце каждого года ученикам дается самостоятельное задание (зачетный урок) который состоит из двух вопросов: теоретического (по пройденному материалу) и практическому заданию.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz