Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Художественное слово» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.
Специфика театральной деятельности позволяет раскрыть в ребенке множество возможностей и склонностей. Дети, занимающиеся театральной деятельностью отличаются всесторонними интересами и склонностью в проявлении творческого потенциала. Именно по этой причине, преподаватель дает возможность ученику проявить наклонности и старается раскрыть таланты каждого. Кто-то проявляет интерес к оформлению сцены, кто-то к изготовлению костюмов, а кто-то и стремится внести вклад в световое оформление спектакля. Чтобы обучение на отделении было наиболее эффективным, введен практический предмет «Основы грима, сценографии, костюма». Он направлен на изучение основ театрального искусства, связанных с процессом сценического перевоплощения актера. Грим и костюм – одно из важнейших выразительных средств создания художественного образа. Они неотъемлемый компонент донесения идейно художественного замысла зрительской аудитории. Сценография – создание атмосферы спектакля, что помогает актеру полностью погрузиться в образ. Объединение трех направлений театрального искусства в единый предмет, обусловлено спецификой раннего обучения детей на театральном отделении и способствует целостному пониманию искусства театра, как неразрывной связи всех составляющих. Предмет перекликается с репетиционной работой (Сценическая практика).
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия. В процессе теоретических занятий учащиеся получают основные знания по предмету, а на практических занятиях закрепляют их и овладевают основными навыками работы.
Преподавание данного предмета предусматривает использование наглядных пособий (эскизов, иллюстраций, видео и фотоматериалов)
Как показывает практика – синтез теоретического и практического материала на занятиях значительно повышает уровень восприятия и эффективно отражается на уровне интереса к предмету. Таким образом, каждое занятие по программе строится на соотношении теории и практике в пропорции 1:3 соответственно.
Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», 7-14 лет.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Грим. Сценография. Костюм» составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, составляет 132часов аудиторной нагрузки.
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
4-й год
|
Итого часов
|
Форма занятий
|
|
|
|
|
|
Аудиторная (в часах)
|
33
|
33
|
33
|
33
|
132
|
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)
|
На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.
|
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 1 часа в неделю;
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).
Цель программы.
Формирование у учащихся целостного представления о театральном искусстве через практические и теоретические навыки работы над спектаклем, создавая грим и костюм образа, придумывая и оформляя сценическое пространство.
Задачи программы.
- Дать учащимся основные знания в области грима, сценографии, костюма, раскрыть их значение в создании сценического и художественного образов.
- Помочь обучающимся осознать важность всех составляющих театрального искусства в актерской профессии.
- Научить анализу образа для выявления акцентов во внешних характеристиках образа средствами грима и костюма.
- Научить пониманию атмосферы спектакля для создания целостного оформления сцены.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе яркого наглядного материала, интересных фактов и практика.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа “в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
Обучение по программе осуществляется с учётом
основных принципов развивающего обучения:
- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,
- развитие познавательного интереса у ученика,
- развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КАДРОВЫЕ:
- педагог с высшим или средним специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области преподаваемого предмета
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:
- формирование групп с 1 по 15 сентября по заявлению ребенка или родителей
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
- наглядные и учебно-методические пособия
- методические рекомендации
- наличие литературы для детей и педагога
- спортивная форма,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ:
- кабинет, соответствующий СГН
- сцена с соответствующий звуковым и световым обеспечением
- стол
- стулья
- магнитофон (возможность музыкального сопровождения занятия)
- костюмная база и реквизит.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:
- благоприятный психологический микроклимат на занятиях
- доброжелательное отношение педагога к детям
- сплоченность детского коллектива
- демократический стиль общения педагога с детьми
- создание для каждого учащегося ситуации успеха
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план 1 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
Всего часов
|
Грим
|
История грима
|
-
|
1
|
1
|
Основы грима
|
-
|
1
|
1
|
Костюм
|
Театральный костюм
|
-
|
1
|
1
|
|
История театрального костюма
|
|
1
|
1
|
|
Костюм как средство выразительности актера
|
1
|
1
|
2
|
Сценография
|
Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
|
-
|
1
|
1
|
|
Средства выразительности в сценографии
|
1
|
1
|
2
|
Практическая часть
|
Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)
|
7
|
1
|
8
|
Практика по гриму
|
4
|
1
|
5
|
Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)
|
10
|
1
|
12
|
Всего часов:
|
23
|
10
|
33
|
Содержание программы
Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.
Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.
Первая часть. Грим
1. История грима.
Зарождение и использование грима.
Исторические изменения в театральном гриме.
2. Основы грима
Сангигиена.
Средства индивидуальной гигиены.
Массажные линии лица
Гримматериалы.
Принципы нанесения гримматериалов
Декоративный и сценический грим
3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы
Вторая часть. Костюм
1. Театральный костюм
Основные понятия
Уход за театральным костюмом
Отличия костюма и одежды
2. История театрального костюма
Исторический костюм
Особенности театрального костюма в различные эпохи
3. Костюм как средство выразительности актера
Костюм и образ
Цветовое решение и крой костюма
4. Практика изготовления костюма
Третья часть. Сценография
1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
Пространство сцены и особенности декораций
2. Средства выразительности в сценографии
Материалы и их особенности
Световое решение
Атмосфера спектакля
3. Практическое оформление спектакля
Учебно-тематический план 2 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
Всего часов
|
Грим
|
История грима
|
-
|
1
|
1
|
Основы грима
|
-
|
1
|
1
|
Костюм
|
Театральный костюм
|
-
|
1
|
1
|
|
История театрального костюма
|
|
1
|
1
|
|
Костюм как средство выразительности актера
|
1
|
1
|
2
|
Сценография
|
Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
|
-
|
1
|
1
|
|
Средства выразительности в сценографии
|
1
|
1
|
2
|
Практическая часть
|
Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)
|
7
|
1
|
8
|
Практика по гриму
|
4
|
1
|
5
|
Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)
|
10
|
1
|
12
|
Всего часов:
|
23
|
10
|
33
|
Содержание программы
Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.
Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.
Первая часть. Грим
1. История грима.
Зарождение и использование грима.
Исторические изменения в театральном гриме.
2. Основы грима
Сангигиена.
Средства индивидуальной гигиены.
Массажные линии лица
Гримматериалы.
Принципы нанесения гримматериалов
Декоративный и сценический грим
3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы
Вторая часть. Костюм
1. Театральный костюм
Основные понятия
Уход за театральным костюмом
Отличия костюма и одежды
2. История театрального костюма
Исторический костюм
Особенности театрального костюма в различные эпохи
3. Костюм как средство выразительности актера
Костюм и образ
Цветовое решение и крой костюма
4. Практика изготовления костюма
Третья часть. Сценография
1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
Пространство сцены и особенности декораций
2. Средства выразительности в сценографии
Материалы и их особенности
Световое решение
Атмосфера спектакля
3. Практическое оформление спектакля
Учебно-тематический план 3 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
Всего часов
|
Грим
|
История грима
|
-
|
1
|
1
|
Основы грима
|
-
|
1
|
1
|
Костюм
|
Театральный костюм
|
-
|
1
|
1
|
|
История театрального костюма
|
|
1
|
1
|
|
Костюм как средство выразительности актера
|
1
|
1
|
2
|
Сценография
|
Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
|
-
|
1
|
1
|
|
Средства выразительности в сценографии
|
1
|
1
|
2
|
Практическая часть
|
Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)
|
7
|
1
|
8
|
Практика по гриму
|
4
|
1
|
5
|
Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)
|
11
|
1
|
12
|
Всего часов:
|
23
|
10
|
33
|
Содержание программы
Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.
Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.
Первая часть. Грим
1. История грима.
Зарождение и использование грима.
Исторические изменения в театральном гриме.
2. Основы грима
Сангигиена.
Средства индивидуальной гигиены.
Массажные линии лица
Гримматериалы.
Принципы нанесения гримматериалов
Декоративный и сценический грим
3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы
Вторая часть. Костюм
1. Театральный костюм
Основные понятия
Уход за театральным костюмом
Отличия костюма и одежды
2. История театрального костюма
Исторический костюм
Особенности театрального костюма в различные эпохи
3. Костюм как средство выразительности актера
Костюм и образ
Цветовое решение и крой костюма
4. Практика изготовления костюма
Третья часть. Сценография
1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
Пространство сцены и особенности декораций
2. Средства выразительности в сценографии
Материалы и их особенности
Световое решение
Атмосфера спектакля
3. Практическое оформление спектакля
Учебно-тематический план 4 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
Всего часов
|
Грим
|
История грима
|
-
|
1
|
1
|
Основы грима
|
-
|
1
|
1
|
Костюм
|
Театральный костюм
|
-
|
1
|
1
|
|
История театрального костюма
|
|
1
|
1
|
|
Костюм как средство выразительности актера
|
1
|
1
|
2
|
Сценография
|
Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
|
-
|
1
|
1
|
|
Средства выразительности в сценографии
|
1
|
1
|
2
|
Практическая часть
|
Практика создания образа через костюм (изготовление костюмов)
|
7
|
1
|
8
|
Практика по гриму
|
4
|
1
|
5
|
Практика оформления сценического пространства (изготовление декораций)
|
10
|
1
|
12
|
Всего часов:
|
23
|
10
|
33
|
Содержание программы
Особенности обучения по программе предусматривают корректировку занятий в зависимости от постановки, выбранной в коллективе на учебный год. Предмет практически реализует подготовку спектакля в рамках оформления сцены, изготовления костюмов и грима персонажей. Таким образом ежегодно дети изучают теоретические основы и закрепляют знания именно для конкретного спектакля, что позволяет увидеть конечный результат деятельности группы. Индивидуальный подход диктует коррекции в учебных планах относительно способностей учеников.
Особенность предмета заключаются в ежегодной повторении плана занятий в единой последовательности, заостряя внимание именно на тех аспектах, которые будут наиболее важны в практике на донный учебный год. Каждый учебный год учащиеся поэтапно изучают все направления, а на практике ежегодно начинают изготовление нового костюмов и сценического реквизита.
Первая часть. Грим
1. История грима.
Зарождение и использование грима.
Исторические изменения в театральном гриме.
2. Основы грима
Сангигиена.
Средства индивидуальной гигиены.
Массажные линии лица
Гримматериалы.
Принципы нанесения гримматериалов
Декоративный и сценический грим
3. Практическое воплощение замысла, используя различные приемы и гримматериалы
Вторая часть. Костюм
1. Театральный костюм
Основные понятия
Уход за театральным костюмом
Отличия костюма и одежды
2. История театрального костюма
Исторический костюм
Особенности театрального костюма в различные эпохи
3. Костюм как средство выразительности актера
Костюм и образ
Цветовое решение и крой костюма
4. Практика изготовления костюма
Третья часть. Сценография
1. Основные понятия в сценографии, сцена и ее оставляющие
Пространство сцены и особенности декораций
2. Средства выразительности в сценографии
Материалы и их особенности
Световое решение
Атмосфера спектакля
3. Практическое оформление спектакля
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании изучения курса выпускник:
Знает:
- Принципы работы с гримом, правила нанесения, гигиенические нормы.
- Особенности нанесения различных видов грима в соответствии с анатомическими данными и характером образа.
- Основные направления в театральном костюме.
- Основные понятия в сценографии и принципы использования различных материалов.
Умеет:
- Самостоятельно подобрать и выполнить целостное оформление сценического образа.
- Наносить грим, понимать целостность сценического костюма, выполнить простейшее оформление сцены.
Может:
- Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);
Способы определения результатов,
контроль за качеством усвоения материала:
Спектакли, подготовка к которому велась в течении года по данному предмету (изготовление декораций, костюмов, грим) будет результатом обучения для учащихся.
В конце каждого года ученикам дается самостоятельное задание (зачетный урок) который состоит из двух вопросов: теоретического (по пройденному материалу) и практическому заданию.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;
• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.
|