Пояснительная записка
Программа раннего театрально-эстэтического развития дошкольников в рамках театрального искусства направлена на общее развитие ребенка и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства.
Программа рассчитана на 3 года по 1 занятию в неделю (30 минут) (общий курс 3*1*34). Возраст детей – 2,5 – 6 лет.
Программа разработана на основе следующих работ:
- Методологической основой теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
- Теория амплификации и самоценности дошкольного периода в жизни ребёнка (А.В.Запорожец);
- Теория развития общих и художественных способностей у детей дошкольного возраста (Л.А.Венгер);
- Теория развития детского творчества (Л.С.Выготский);
- Основные положения теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
- Труды К.С. Станиславског;
- Основные положения арт-терапевтического, театро-терапевтического и сказко-терапевтического воздействия на дошкольника.
- Авторская программа О.В. Хухляевой «Лесенка радости».
- Авторская программа М.Л. Владимировой «Капелька».
- Авторская программа Е.Г.Савиной "Театральные ступеньки” в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ г. Екатеринбург.
- Олеся Емельянова. Дидактические материалы.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению К.С.Станиславского, основополагающими компонентами актёрской деятельности.
Цель программы раннего развития
в рамках театрального искусства:
Через театральное искусство и игровую деятельность реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей.
Задачи программы:
· Пробуждение у детей интереса к театральному искусству;
· Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);
· Привить детям первичные навыки в области театрального искусства. Стимулировать общее развитие ребенка, его психических качеств (памяти, мышления, воображения, эстетических и творчества навыков) и социально обусловленных качеств (этических, социально-личностных)
· Методами психологического развития и коррекции, развить личностные качества и адаптировать детей к социальному взаимодействию. Привить интерес к театральному искусству.
· Сформировать комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.
· Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;
· Развитие творческого потенциала детей;
· Формировании у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности;
· Развитие первичных навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;
· Формирование первичных навыков публичных выступлений и умения держаться на сцене;
· Развитие у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности;
· Раскрытие индивидуальности каждого участника путем составления психологического портрета личности и выявления социальных особенностей детей;
· Проведение работы по психологической коррекции и психологическому развитию личности (тренинг-игры, индивидуальные консультации, тренинг-упражнения).
· Формирование эстетических и этических качеств личности.
Основные направления, в которых строится работа группы раннего развития театрального направления:
· Театрализованная игра (развитие памяти, мышления, воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества);
· Арт-терапия (тренинги развития и коррекции эмоционально сферы дошкольника по программе М.Л. Владимировой «Капелька»);
· Ритмо-пластика (первичные навыки прочтения музыкального ритма и ритмичного движения, работа над пластикой тела, формирование функциональных мышечных навыков);
· Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям);
· Пальчиковая гимнастика;
· Сказко-терапия;
Методы работы, применяемые в группах раннего развития:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и "лёгкости” процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа "в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
- Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.
- Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
Обучение по программе осуществляется с учётом
основных принципов развивающего обучения:
- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,
- развитие познавательного интереса у ребёнка,
- развитие его психических функций,
- творческих способностей и личностных качеств.
В соответствии целями и задачами программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма и сложности заданий-игр в зависимости от года занятий.
По окончании 3-х летнего курса обучения
ребенок овладевает следующими умениями и навыками:
Знает:
- Основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.)
- Этические и эстетические нормы (соответственно с возрастными требованиями)
- Способы контроля своего эмоционального состояния и его конструктивного выражения;
Умеет:
- Применить полученные знания и умения в конкретной деятельности (спектакле, инсценировке, этюде);
- Применить полученные навыки работы в коллективе (бесконфликтное взаимодействие с остальными участниками группы);
Может:
- Применить полученные знания в социальной и игровой деятельности;
- Объяснить свои потребности и не боится высказать своё мнение;
В результате комплексного эстетического развития ребенок формирует навыки понимания (соответственно возрасту) произведений искусства и развивает общие культурно-этические качества личности.
Курс психологических занятий помогает ребенку компенсировать индивидуальные особенности как личностного так и социального развития, формирует у ребенка внутреннюю эмоциональную комфортность и развивает основные психические процессы (память, внимание, воображение).
Ритмо-пластические этюды и упражнения помогают детям получить азы сценического движения и мышечного контроля.
Учебно-тематический план
Распределение видов деятельности во время занятия
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
3 год обучения
|
Знакомство и адаптация к занятиям
|
3
|
1
|
1
|
Игры на внимание, память, воображение (усложняются в зависимости от возраста детей)
|
5
|
5
|
5
|
Тренинг-игры по психологической коррекции поведения
|
6
|
7
|
7
|
Обучающие сказки
|
6
|
6
|
6
|
Музыкальные игры на развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;
Пальчиковая гимнастика
|
8
|
8
|
8
|
Игры с использованием различных выразительных средств (рисование, аппликация, куклы и т.д.)
|
6
|
4
|
4
|
Игры-драматизации
|
-
|
3
|
3
|
Всего часов:
|
34
|
34
|
34
|
Содержание программы.
Каждое занятие в группе проходит как непринужденная игра, в рамках которой и проводится процесс обучения. Непосредственно обучение детей дошкольников можно разделить на тематические группы, однако следует учитывать, что занятие проводится с учетом психологического и физического самочувствия группы и набор игр и тренинг-моментов может меняться. Занятия построены по принципу комплексного подхода и как следствие – каждое занятие включает в себя все компоненты программы, в соотношении, описанном выше.
Распределение видов деятельности во время занятия
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
3 год обучения
|
Знакомство и адаптация к занятиям
|
- игры на сплочение группы;
- игры на раскрепощенность;
- игры на стимулирование творческой успешности.
|
- игры на сплочение группы;
- игры на раскрепощенность;
- игры на стимулирование творческой успешности.
|
- игры на сплочение группы;
- игры на раскрепощенность;
- игры на стимулирование творческой успешности.
|
Игры на внимание, память, воображение (усложняются в зависимости от возраста детей)
|
- игры на формирование первичных навыков концентрации внимания;
- игры на развитие памяти;
- игры на творческое воображение
|
- игры на формирование краткосрочного и долгосрочного процесса запоминания;
- игры на концентрацию внимания;
- игры на творческое воображение
|
- игры на формирование краткосрочного и долгосрочного процесса запоминания;
- игры на концентрацию внимания;
- игры на творческое воображение
|
Тренинг-игры по психологической коррекции поведения
|
- игры на первичное групповое взаимодействие
|
- тренинг-занятия поведенческим характеристикам;
- игры по коррекции и развитию эмоциональной сферы;
- игровые беседы «эмоции и мы»
|
- тренинг-занятия поведенческим характеристикам;
- игры по коррекции и развитию эмоциональной сферы;
- игровые беседы «эмоции и мы»
|
Обучающие сказки
|
Чтение коротких сказок с последующим обсуждением (сюжет, герои)
|
Чтение коротких сказок с последующим обсуждением
(сюжет, герои, характеристики, мотивации героев)
|
Чтение коротких сказок с последующим обсуждением
(сюжет, герои, характеристики, мотивации героев)
|
Музыкальные игры
|
Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;
Пальчиковая гимнастика
|
Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;
Пальчиковая гимнастика
|
Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;
Пальчиковая гимнастика
|
Игры с использованием различных выразительных средств (рисование, аппликация, куклы и т.д.)
|
Выражение эмоций через рисунок, сюжетные игры с мягкими игрушками
|
Арт-техника групповой рисунок, рисование музыки, создание коллажейпо тематикам (добро, страх, радость и т.д.) сюжетные игры с мягкими игрушками
|
Арт-техника групповой и индивидуальный рисунок, рисование музыки, создание коллажейпо тематикам (добро, страх, радость и т.д.) сюжетные игры с мягкими игрушками
|
Игры-драматизации
|
-
|
Сюжетно-ролевые театральные игры
|
Сюжетно-ролевые театральные игры
|
|