Меню сайта

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0


 

Пояснительная записка

         Программа раннего театрально-эстэтического развития дошкольников в рамках театрального искусства направлена на общее развитие ребенка и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства.

         Программа рассчитана на 3 года по 1 занятию в неделю (30 минут) (общий курс 3*1*34). Возраст детей – 2,5 – 6 лет.

Программа разработана на основе следующих работ:

- Методологической основой теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);

- Теория амплификации и самоценности дошкольного периода в жизни ребёнка (А.В.Запорожец);

- Теория развития общих и художественных способностей у детей дошкольного возраста (Л.А.Венгер);

- Теория развития детского творчества (Л.С.Выготский);

- Основные положения теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); 

-  Труды К.С. Станиславског;

- Основные положения арт-терапевтического, театро-терапевтического и сказко-терапевтического воздействия на дошкольника.

- Авторская программа О.В. Хухляевой «Лесенка радости».

- Авторская программа М.Л. Владимировой «Капелька».

- Авторская программа Е.Г.Савиной "Театральные ступеньки” в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ г. Екатеринбург.

-   Олеся Емельянова. Дидактические материалы.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению К.С.Станиславского, основополагающими компонентами актёрской деятельности.

 

Цель программы раннего развития

в рамках театрального искусства:

Через театральное искусство и игровую деятельность реализовать индивидуальные возможности и потребности  детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей.

Задачи программы:

·        Пробуждение у детей интереса к театральному искусству;

·        Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);

·        Привить детям первичные навыки в области театрального искусства. Стимулировать общее развитие ребенка, его психических качеств (памяти, мышления, воображения, эстетических и творчества навыков) и социально обусловленных качеств (этических, социально-личностных)

·        Методами психологического развития и коррекции, развить личностные качества и адаптировать детей к социальному взаимодействию. Привить интерес к театральному искусству.

·        Сформировать комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.

·        Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;

·        Развитие творческого потенциала детей;

·        Формировании у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности;

·        Развитие первичных навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми;

·        Формирование первичных навыков  публичных выступлений и умения держаться на сцене;

·        Развитие у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности;

·        Раскрытие индивидуальности каждого участника путем составления психологического портрета личности и выявления социальных особенностей детей; 

·        Проведение работы по психологической коррекции и психологическому развитию личности (тренинг-игры, индивидуальные консультации, тренинг-упражнения).

·        Формирование эстетических и этических качеств личности.

 

Основные направления, в которых строится работа группы раннего развития театрального направления:

·        Театрализованная игра (развитие памяти, мышления, воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества);

·        Арт-терапия (тренинги развития и коррекции эмоционально сферы дошкольника по программе М.Л. Владимировой  «Капелька»);

·        Ритмо-пластика (первичные навыки прочтения музыкального ритма и ритмичного движения, работа над пластикой тела, формирование функциональных мышечных навыков);

·        Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям);

·        Пальчиковая гимнастика;

·        Сказко-терапия;

Методы работы, применяемые в группах раннего развития:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и "лёгкости” процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения. 

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения. 

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы.

- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа "в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

- Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.

- Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

 

Обучение по программе осуществляется с учётом

основных принципов развивающего обучения:

 

- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,

- развитие познавательного интереса у ребёнка,

- развитие его психических функций,

- творческих способностей и личностных качеств.

В соответствии целями и задачами программа рассчитана на три года обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма и сложности заданий-игр в зависимости от года занятий.

 

По окончании 3-х летнего курса обучения

ребенок овладевает следующими умениями и навыками:

Знает:

- Основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.)

-  Этические и эстетические нормы (соответственно с возрастными требованиями)

- Способы контроля своего эмоционального состояния и его конструктивного выражения;

Умеет:

- Применить полученные знания и умения в конкретной деятельности (спектакле, инсценировке, этюде);

- Применить полученные навыки работы в коллективе (бесконфликтное взаимодействие с остальными участниками группы);

Может:

- Применить полученные знания в социальной и игровой деятельности;

- Объяснить свои потребности и не боится высказать своё мнение;

 

В результате комплексного эстетического развития ребенок формирует навыки понимания (соответственно возрасту) произведений искусства и развивает общие культурно-этические качества личности.

Курс психологических занятий помогает ребенку компенсировать индивидуальные особенности как личностного так и социального развития, формирует у ребенка внутреннюю эмоциональную комфортность и развивает основные психические процессы (память, внимание, воображение).

Ритмо-пластические этюды и упражнения помогают детям получить азы сценического движения и мышечного контроля.

 

 

Учебно-тематический план

Распределение видов деятельности во время занятия

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Знакомство и адаптация к занятиям

3

1

1

Игры на внимание, память, воображение (усложняются в зависимости от возраста детей)

5

5

5

Тренинг-игры по психологической коррекции поведения

6

7

7

Обучающие сказки

6

6

6

Музыкальные игры на развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;

Пальчиковая гимнастика

8

8

8

Игры с использованием различных выразительных средств (рисование, аппликация, куклы и т.д.)

6

4

4

Игры-драматизации

-

3

3

Всего часов:

34

34

34

 

 

Содержание программы.

Каждое занятие в группе проходит как непринужденная игра, в рамках которой и проводится процесс обучения. Непосредственно обучение детей дошкольников можно разделить на тематические группы, однако следует учитывать, что занятие проводится с учетом психологического и физического самочувствия группы и набор игр и тренинг-моментов может меняться. Занятия построены по принципу комплексного подхода и как следствие – каждое занятие включает в себя все компоненты программы, в соотношении, описанном выше.

Распределение видов деятельности во время занятия

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Знакомство и адаптация к занятиям

- игры на сплочение группы;

- игры на раскрепощенность;

- игры на стимулирование творческой успешности.

- игры на сплочение группы;

- игры на раскрепощенность;

- игры на стимулирование творческой успешности.

- игры на сплочение группы;

- игры на раскрепощенность;

- игры на стимулирование творческой успешности.

Игры на внимание, память, воображение (усложняются в зависимости от возраста детей)

- игры на формирование первичных навыков концентрации внимания;

- игры на развитие памяти;

- игры на творческое воображение

- игры на формирование краткосрочного и долгосрочного процесса запоминания;

- игры на концентрацию внимания;

- игры на творческое воображение

- игры на формирование краткосрочного и долгосрочного процесса запоминания;

- игры на концентрацию внимания;

- игры на творческое воображение

Тренинг-игры по психологической коррекции поведения

- игры на первичное групповое взаимодействие

 

- тренинг-занятия поведенческим характеристикам;

- игры по коррекции и развитию эмоциональной сферы;

- игровые беседы «эмоции и мы»

- тренинг-занятия поведенческим характеристикам;

- игры по коррекции и развитию эмоциональной сферы;

- игровые беседы «эмоции и мы»

Обучающие сказки

Чтение коротких сказок с последующим обсуждением (сюжет, герои)

Чтение коротких сказок с последующим обсуждением

(сюжет, герои, характеристики, мотивации героев)

Чтение коротких сказок с последующим обсуждением

(сюжет, герои, характеристики, мотивации героев)

Музыкальные игры

Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;

Пальчиковая гимнастика

Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;

Пальчиковая гимнастика

Развитие пластичности и снятия мышечной напряженности;

Пальчиковая гимнастика

Игры с использованием различных выразительных средств (рисование, аппликация, куклы и т.д.)

Выражение эмоций через рисунок, сюжетные игры с мягкими игрушками

Арт-техника групповой рисунок, рисование музыки, создание коллажейпо тематикам (добро, страх, радость и т.д.) сюжетные игры с мягкими игрушками

Арт-техника групповой и индивидуальный рисунок, рисование музыки, создание коллажейпо тематикам (добро, страх, радость и т.д.) сюжетные игры с мягкими игрушками

Игры-драматизации

-

Сюжетно-ролевые театральные игры

Сюжетно-ролевые театральные игры

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz