Меню сайта

Наш опрос
Что Вам было полезно на нашем сайте?
Всего ответов: 186

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

       

Структура программы учебного предмета

I.         Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования  к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                       

VI.    Список литературы и средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Художественное слово» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.

Программа учебного предмета «Художественное слово» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей. 

Программа обучения по предмету «Художественное слово» способствует постепенному формированию у учеников грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение  находить подтекст произведения. Параллельно с этим, занятия по предмету «Художественное слово»  способствует формированию эстетических и культурных ценностей, знакомит учеников как с общепризнанными литературными произведениями, так и с региональными особенностями фольклорных текстов.

         Данный курс необходим и неотъемлемо связан с другими предметами театрального направления (основы актерского мастерства, актерский тренинг, сценическая практика) т.к. без качественной постановки актерского голоса невозможно добиться желаемых результатов в постановка этюдов, миниатюр, спектаклей и т.д.

         Программа по предмету «Художественное слово» - это синтез нескольких смежных направлений в обучении театральному искусству. Она построена с учетом требований и необходимости комплексного подхода к обучению. Занятия по данной программе динамичны и стимулируют детей к постоянному творческому поиску, что необходимо на данный момент в силу динамизации общества в целом и детей в частности.

Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», - 7-14 лет.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий - 34 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, составляет 132 часа аудиторной нагрузки.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

 

2-й год

 

3-й год

4-й год

Итого часов

Форма занятий

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

132

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.

 

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

1-4 годы обучения – по 1 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в  мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).

Цель и задачи учебного предмета

Цель программы по предмету «Художественное слово»  

Сформировать комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.

Задачи программы:

  1. Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Художественное слово»  в частности;
  2. Развитие и автоматизация навыков сценической речи;
  3. Обучение анализу художественных произведений всех жанров, принципам работы с произведением, интонационным особенностям знаков препинания и общей атмосферой произведения;
  4. Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);
  5. Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;
  6. Развитие творческого потенциала детей;
  7. Формировании у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности в рамках предмета «Художественное слово»;
  8. Способствовать пониманию синтеза речевой деятельности с другими жанрами и видами искусств;
  9. Развитие навыков публичных выступлений с чтением художественных произведений;
  10. Формирование и развитие эстетического вкуса у учеников по средствам знакомства с лучшими образцами мировой литературы.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (упражнения, тренинги, репетиции);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  КАДРОВЫЕ: 

- педагог с высшим или средним специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области преподаваемого предмета

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

- формирование групп с 1 по 15 сентября по заявлению ребенка или родителей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

- наглядные и учебно-методические пособия

- методические рекомендации

- наличие литературы для детей и педагога

- спортивная форма,

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ: 

- кабинет, соответствующий СГН

- сцена с соответствующий звуковым и световым обеспечением

- стол

- стулья

- магнитофон (возможность музыкального сопровождения занятия)

- костюмная база и реквизит.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:

- благоприятный психологический микроклимат на занятиях

- доброжелательное отношение педагога к детям

- сплоченность детского коллектива

- демократический стиль общения педагога с детьми

- создание для каждого учащегося ситуации успеха

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план занятий

         Каждое занятие строится по принципу нарастания информационного поля в соответствии с изученным ранее материалом. Пункты 1 и 2 и  обязательны для каждого занятия и являются «разминочным комплексом».

        Учебно-тематический план

1 класс:

 

Блок занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество часов

Контрольная точка

1

Дыхательная гимнастика

1

2

3

 

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения

1

2

3

 

3

Техника речи

5

5

10

Творческое выступление

4

Работа с текстом

3

10

14

5

Коррекция речевых нарушений

-

4

4

 

 

Всего занятий

10

23

33

 

Содержание программы

1 класс

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений, способствующих формированию правильного фонационного дыхания).

2.Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.

- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)

- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)

3.Техника речи:

- Речь – источник информации.

- Речь – средство организации совместной деятельности.

- Речь – способ воздействия на другого человека.

- Речь – средство выражения своих чувств.

- Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.

- Основы культуры речи. Культура диалога, слушания, монолога, дискуссии.

- Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);

4.Работа с текстом

Предложение. Что такое предложение. Функции предложения. Интонация. Логическое ударение.

Что такое текст. Типы текстов. Стихи и проза.

Стихи. Что такое стихи? Рифма. Ритм.  Правильно ли я понимаю стихи? Художественные средства автора. Сочинение стихов.

5. Коррекция речевых нарушений.

Коррекция отдельных звуков;

Коррекция произношения;

Коррекция регионального «говора».

Учебно-тематический план 2 класс

 

Блок занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество часов

Контрольная точка

1

Дыхательная гимнастика

1

2

3

 

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения

1

2

3

 

3

Техника речи

5

5

10

Творческое выступление

4

Работа с текстом

3

10

14

5

Коррекция речевых нарушений

-

4

4

 

 

Всего занятий

10

23

33

 

Содержание программы

2 класс

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).

2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.

- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)

- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)

3. Техника речи:

- Общие понятия речи;

- Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);

- Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);

- Знаки препинания, грамматические паузы;

- Логические паузы и ударения;

4. Работа с текстом

- Стили речи.(Книжный стиль. Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль.)

- Способы работы с текстом.

- Стихи и проза

- Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений.

6. Коррекция речевых нарушений.

Коррекция отдельных звуков;

Коррекция произношения;

Коррекция регионального «говора».

Учебно-тематический план 3 класс

 

Блок занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество часов

Контрольная точка

1

Дыхательная гимнастика

1

2

3

 

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения

1

2

3

 

3

Техника речи

5

5

10

Творческое выступление

4

Работа с текстом

3

10

14

5

Коррекция речевых нарушений

-

4

4

 

 

Всего занятий

10

23

33

 

Содержание программы

3 класс

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).

2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.

- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)

- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)

3. Техника речи:

Общие понятия речи;

Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);

Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);

Знаки препинания, грамматические паузы;

Логические паузы и ударения;

Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего.

Речь письменная и устная.

4. Работа с текстом (анализ литературного произведения).

Структура анализа произведения;

Автор художественного произведения;

Герой художественного произведения;

Подтекст произведения;

Логическая перспектива текста;

Скрытые смысловые нагрузки.

5. Художественное чтение произведения.

Невербальные средства выразительности;

Речевая характеристика характера персонажа.

6. Коррекция речевых нарушений.

Коррекция отдельных звуков;

Коррекция произношения;

Коррекция регионального «говора».

Учебно-тематический план 4 класс

 

Блок занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество часов

Контрольная точка

1

Дыхательная гимнастика

1

2

3

 

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения

1

2

3

 

3

Техника речи

5

5

10

Творческое выступление

4

Работа с текстом

3

10

14

5

Коррекция речевых нарушений

-

4

4

 

 

Всего занятий

10

23

33

 

Содержание программы

4 класс:

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).

2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.

Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.

- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)

- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)

3. Техника речи:

Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);

Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);

Орфоэпия;

Знаки препинания, грамматические паузы;

Логические паузы и ударения;

4. Работа с текстом (анализ литературного произведения).

Структура анализа произведения;

Автор художественного произведения;

Герой художественного произведения;

Подтекст произведения;

Логическая перспектива текста;

Развитие творческого воображения;

Скрытые смысловые нагрузки.

5. Художественное чтение произведения.

Музыкальное, визуальное сопровождение;

Невербальные средства выразительности;

Речевая характеристика характера персонажа.

6. Коррекция речевых нарушений.

Коррекция отдельных звуков;

Коррекция произношения;

Коррекция регионального «говора».

III.    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании изучения курса «Художественное слово» выпускник:

Знает:

- Технику дыхания, орфоэпические принципы, принципы логических ударений, речевой и смысловой нагрузки;

- Принципы определения логических ударений и пауз, подтекста произведения и его характер;

-   Владеет знаниями художественного разбора произведения

- Этические и эстетические нормы (соответственно с возрастными требованиями)

- Способы контроля своего эмоционального состояния и его конструктивного выражения;

Умеет:

- Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);

- Определить жанр, вид произведения, дать анализ сюжетных перипетий;

- Самостоятельно проанализировать литературное произведение с дальнейшим его исполнением.

-  Контролировать звук и интонации своего голоса;

- Умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам.

Может:

- Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности;

- Самостоятельно проводить разбор художественного произведения соответствующей возрасту сложности, публично исполнять выбранное произведение;

В результате комплексного эстетического развития ученик формирует навыки понимания (соответственно возрасту) произведений искусства и развивает общие культурно-этические качества личности.

Способы определения результатов,

контроль за качеством усвоения материала:

         Промежуточные подведения итогов проводятся, как правило, 2 раза в год (за исключением 1 класса, где промежуточным итогом является выступление с художественным чтением стихотворного произведения в конце учебного года).

         Преподаватель предлагает детям самостоятельное творческое задание по результатам пройденных тем, что способствует как контролю за усвоением материала, так и стимулирует учеников к познавательной творческой деятельности.  Так же отследить результаты владения речевыми навыками можно на ежегодных итоговых спектаклях отделения, где каждый ученик не зависимо от класса (за исключением первого) принимает участие в спектаклях в качестве актера.

         Для обеспечения взаимодействия с родителями ученикам предлагается завести дневник. Туда выставляются оценки как промежуточных тематических заданий, так и почетвертные и годовые оценки успеваемости. Так же оценка фиксируется в журнале. 

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговая аттестация производится в 7 классе. Учащимся выставляется оценочный балл по результатам экзамена. Экзамен проходит в два этапа:

Самостоятельная работа ученика над произведением (художественный анализ произведения по предложенному плану).

Выступление перед комиссией (состав комиссии назначается директором учреждения).

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz