Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Художественное слово» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.
Программа учебного предмета «Художественное слово» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей.
Программа обучения по предмету «Художественное слово» способствует постепенному формированию у учеников грамотно построенной речи, четкого произношения, понимания принципов работы с литературным произведением, контроль звучности и силы голоса, умение находить подтекст произведения. Параллельно с этим, занятия по предмету «Художественное слово» способствует формированию эстетических и культурных ценностей, знакомит учеников как с общепризнанными литературными произведениями, так и с региональными особенностями фольклорных текстов.
Данный курс необходим и неотъемлемо связан с другими предметами театрального направления (основы актерского мастерства, актерский тренинг, сценическая практика) т.к. без качественной постановки актерского голоса невозможно добиться желаемых результатов в постановка этюдов, миниатюр, спектаклей и т.д.
Программа по предмету «Художественное слово» - это синтез нескольких смежных направлений в обучении театральному искусству. Она построена с учетом требований и необходимости комплексного подхода к обучению. Занятия по данной программе динамичны и стимулируют детей к постоянному творческому поиску, что необходимо на данный момент в силу динамизации общества в целом и детей в частности.
Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», - 7-14 лет.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» составляет 4 года. Продолжительность учебных занятий - 34 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, составляет 132 часа аудиторной нагрузки.
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
4-й год
|
Итого часов
|
Форма занятий
|
|
|
|
|
|
Аудиторная (в часах)
|
33
|
33
|
33
|
33
|
132
|
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)
|
На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.
|
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 1 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Цель программы по предмету «Художественное слово»
Сформировать комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.
Задачи программы:
- Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Художественное слово» в частности;
- Развитие и автоматизация навыков сценической речи;
- Обучение анализу художественных произведений всех жанров, принципам работы с произведением, интонационным особенностям знаков препинания и общей атмосферой произведения;
- Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);
- Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;
- Развитие творческого потенциала детей;
- Формировании у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности в рамках предмета «Художественное слово»;
- Способствовать пониманию синтеза речевой деятельности с другими жанрами и видами искусств;
- Развитие навыков публичных выступлений с чтением художественных произведений;
- Формирование и развитие эстетического вкуса у учеников по средствам знакомства с лучшими образцами мировой литературы.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (упражнения, тренинги, репетиции);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КАДРОВЫЕ:
- педагог с высшим или средним специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области преподаваемого предмета
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:
- формирование групп с 1 по 15 сентября по заявлению ребенка или родителей
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
- наглядные и учебно-методические пособия
- методические рекомендации
- наличие литературы для детей и педагога
- спортивная форма,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ:
- кабинет, соответствующий СГН
- сцена с соответствующий звуковым и световым обеспечением
- стол
- стулья
- магнитофон (возможность музыкального сопровождения занятия)
- костюмная база и реквизит.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:
- благоприятный психологический микроклимат на занятиях
- доброжелательное отношение педагога к детям
- сплоченность детского коллектива
- демократический стиль общения педагога с детьми
- создание для каждого учащегося ситуации успеха
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план занятий
Каждое занятие строится по принципу нарастания информационного поля в соответствии с изученным ранее материалом. Пункты 1 и 2 и обязательны для каждого занятия и являются «разминочным комплексом».
Учебно-тематический план
1 класс:
|
Блок занятия
|
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Общее количество часов
|
Контрольная точка
|
1
|
Дыхательная гимнастика
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения
|
1
|
2
|
3
|
|
3
|
Техника речи
|
5
|
5
|
10
|
Творческое выступление
|
4
|
Работа с текстом
|
3
|
10
|
14
|
5
|
Коррекция речевых нарушений
|
-
|
4
|
4
|
|
|
Всего занятий
|
10
|
23
|
33
|
|
Содержание программы
1 класс
1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений, способствующих формированию правильного фонационного дыхания).
2.Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.
- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)
- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)
3.Техника речи:
- Речь – источник информации.
- Речь – средство организации совместной деятельности.
- Речь – способ воздействия на другого человека.
- Речь – средство выражения своих чувств.
- Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.
- Основы культуры речи. Культура диалога, слушания, монолога, дискуссии.
- Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);
4.Работа с текстом
Предложение. Что такое предложение. Функции предложения. Интонация. Логическое ударение.
Что такое текст. Типы текстов. Стихи и проза.
Стихи. Что такое стихи? Рифма. Ритм. Правильно ли я понимаю стихи? Художественные средства автора. Сочинение стихов.
5. Коррекция речевых нарушений.
Коррекция отдельных звуков;
Коррекция произношения;
Коррекция регионального «говора».
Учебно-тематический план 2 класс
|
Блок занятия
|
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Общее количество часов
|
Контрольная точка
|
1
|
Дыхательная гимнастика
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения
|
1
|
2
|
3
|
|
3
|
Техника речи
|
5
|
5
|
10
|
Творческое выступление
|
4
|
Работа с текстом
|
3
|
10
|
14
|
5
|
Коррекция речевых нарушений
|
-
|
4
|
4
|
|
|
Всего занятий
|
10
|
23
|
33
|
|
Содержание программы
2 класс
1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).
2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.
- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)
- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)
3. Техника речи:
- Общие понятия речи;
- Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);
- Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);
- Знаки препинания, грамматические паузы;
- Логические паузы и ударения;
4. Работа с текстом
- Стили речи.(Книжный стиль. Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль.)
- Способы работы с текстом.
- Стихи и проза
- Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений.
6. Коррекция речевых нарушений.
Коррекция отдельных звуков;
Коррекция произношения;
Коррекция регионального «говора».
Учебно-тематический план 3 класс
|
Блок занятия
|
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Общее количество часов
|
Контрольная точка
|
1
|
Дыхательная гимнастика
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения
|
1
|
2
|
3
|
|
3
|
Техника речи
|
5
|
5
|
10
|
Творческое выступление
|
4
|
Работа с текстом
|
3
|
10
|
14
|
5
|
Коррекция речевых нарушений
|
-
|
4
|
4
|
|
|
Всего занятий
|
10
|
23
|
33
|
|
Содержание программы
3 класс
1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).
2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.
- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)
- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)
3. Техника речи:
Общие понятия речи;
Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);
Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);
Знаки препинания, грамматические паузы;
Логические паузы и ударения;
Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего.
Речь письменная и устная.
4. Работа с текстом (анализ литературного произведения).
Структура анализа произведения;
Автор художественного произведения;
Герой художественного произведения;
Подтекст произведения;
Логическая перспектива текста;
Скрытые смысловые нагрузки.
5. Художественное чтение произведения.
Невербальные средства выразительности;
Речевая характеристика характера персонажа.
6. Коррекция речевых нарушений.
Коррекция отдельных звуков;
Коррекция произношения;
Коррекция регионального «говора».
Учебно-тематический план 4 класс
|
Блок занятия
|
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Общее количество часов
|
Контрольная точка
|
1
|
Дыхательная гимнастика
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения
|
1
|
2
|
3
|
|
3
|
Техника речи
|
5
|
5
|
10
|
Творческое выступление
|
4
|
Работа с текстом
|
3
|
10
|
14
|
5
|
Коррекция речевых нарушений
|
-
|
4
|
4
|
|
|
Всего занятий
|
10
|
23
|
33
|
|
Содержание программы
4 класс:
1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений способствующих формированию правильного фонационного дыхания).
2. Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
Упражнения подбираются по принципу эмоционального настроя группы.
- упражнения-тренинги с элементами погружения (я плыву, я летаю, я пластилин и т.д.)
- упражнения для снятия мышечных зажимов (упражнения у стены, фантазирование телом и т.д.)
3. Техника речи:
Работа над звуком и силой голоса (звуковые упражнения и тренинги);
Работа над дикцией (комплекс артикуляционной гимнастики, автоматизация четкости произношения в актерской практике и повседневной жизни);
Орфоэпия;
Знаки препинания, грамматические паузы;
Логические паузы и ударения;
4. Работа с текстом (анализ литературного произведения).
Структура анализа произведения;
Автор художественного произведения;
Герой художественного произведения;
Подтекст произведения;
Логическая перспектива текста;
Развитие творческого воображения;
Скрытые смысловые нагрузки.
5. Художественное чтение произведения.
Музыкальное, визуальное сопровождение;
Невербальные средства выразительности;
Речевая характеристика характера персонажа.
6. Коррекция речевых нарушений.
Коррекция отдельных звуков;
Коррекция произношения;
Коррекция регионального «говора».
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании изучения курса «Художественное слово» выпускник:
Знает:
- Технику дыхания, орфоэпические принципы, принципы логических ударений, речевой и смысловой нагрузки;
- Принципы определения логических ударений и пауз, подтекста произведения и его характер;
- Владеет знаниями художественного разбора произведения
- Этические и эстетические нормы (соответственно с возрастными требованиями)
- Способы контроля своего эмоционального состояния и его конструктивного выражения;
Умеет:
- Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);
- Определить жанр, вид произведения, дать анализ сюжетных перипетий;
- Самостоятельно проанализировать литературное произведение с дальнейшим его исполнением.
- Контролировать звук и интонации своего голоса;
- Умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам.
Может:
- Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности;
- Самостоятельно проводить разбор художественного произведения соответствующей возрасту сложности, публично исполнять выбранное произведение;
В результате комплексного эстетического развития ученик формирует навыки понимания (соответственно возрасту) произведений искусства и развивает общие культурно-этические качества личности.
Способы определения результатов,
контроль за качеством усвоения материала:
Промежуточные подведения итогов проводятся, как правило, 2 раза в год (за исключением 1 класса, где промежуточным итогом является выступление с художественным чтением стихотворного произведения в конце учебного года).
Преподаватель предлагает детям самостоятельное творческое задание по результатам пройденных тем, что способствует как контролю за усвоением материала, так и стимулирует учеников к познавательной творческой деятельности. Так же отследить результаты владения речевыми навыками можно на ежегодных итоговых спектаклях отделения, где каждый ученик не зависимо от класса (за исключением первого) принимает участие в спектаклях в качестве актера.
Для обеспечения взаимодействия с родителями ученикам предлагается завести дневник. Туда выставляются оценки как промежуточных тематических заданий, так и почетвертные и годовые оценки успеваемости. Так же оценка фиксируется в журнале.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговая аттестация производится в 7 классе. Учащимся выставляется оценочный балл по результатам экзамена. Экзамен проходит в два этапа:
Самостоятельная работа ученика над произведением (художественный анализ произведения по предложенному плану).
Выступление перед комиссией (состав комиссии назначается директором учреждения).
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;
• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.
|