Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.
Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей.
Данная программа представляет собой краткий курс основ актерского мастерства с включением элементов тренингов по сценической речи и сценическому движению. В основу содержания программы положен следующий принцип распределения учебного материала: от простого к сложному, от отдельного упражнения – к тренингу, от тренинга - к спектаклю.
Театр, как вид искусства, остается наиболее востребованной и привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать театральное искусство в различных его проявлениях.
Программа имеет практическое направление, так как дети изучают искусство театра «изнутри», с первых шагов освоения актерской техники до создания учебного спектакля и показа готовой работы на зрителя (друзей, родителей, приглашенных гостей). Основная форма учебных занятий – урок-беседа, урок-тренинг, урок-репетиция, комплексный урок и сценический показ.
Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», - 9-14 лет.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
Итого часов
|
Форма занятий
|
мелкогрупповая
|
|
Аудиторная (в часах)
|
33
|
33
|
66
|
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)
|
На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.
|
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1-2 годы обучения – по 1 часа в неделю;
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы актерского мастерства» – воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами театрального искусства.
Задачи:
- знакомство с театром как видом искусства, сущностью театрального исполнительского творчества;
- формирование у детей и подростков интереса к искусству театра;
- выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;
- обучение первоначальным навыкам актерского мастерства;
- воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, психофизической выносливости и работоспособности;
- обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
- устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;
- воспитание самодисциплины, коммуникативности и культуры общения;
- формирование личности, творчески относящейся к любому делу.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (упражнения, тренинги, репетиции);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Аудиторные занятия должны проходить в просторном, светлом, оснащенном необходимым оборудованием помещении, пригодном для проведения репетиций. Необходимо иметь дополнительное помещение для хранения театрального реквизита, гримерных принадлежностей, костюмов и декораций. Сценические показы желательно проводить в театральном зале, оборудованном световой и звуковой аппаратурой.
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по театральному искусству, аудио и видеозаписями спектаклей и кинофильмов с участием выдающихся актеров прошлого и настоящего времени.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и Интернету для сбора дополнительного материала по театральному искусству во время самостоятельной работы.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Основы актерского мастерства» рассчитана на 2 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении позволит учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от упражнений на освобождение мышц, развитие внимания и воображения, тренингов на освоение элементов актерской техники до подготовки спектакля и его показа на публику.
Учебный материал разделен условно на следующие разделы: «Сценическое действие» (бессловесное и словесное) и «Работа над ролью» (в отрывке, в учебном спектакле и перед зрителями).
Большая роль в программе отводится упражнениям, тренингам и этюдному методу. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий по программе «Основы актерского мастерства», одновременно воплощаются в практической деятельности.
Домашняя и самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение упражнений, тренингов, ведения дневника наблюдений, освоение текста роли, изучение литературы по театральному искусству, посещение театров и музеев.
Все занятия являются творческим процессом и направлены на развитие воображения, фантазии, познание себя, освоение собственной психофизики и формирование эстетически развитой личности.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
всего часов
|
контрольная точка
|
|
1
|
Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.
|
6
|
5
|
11
|
|
|
2
|
Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.
|
10
|
-
|
10
|
|
|
3
|
Репетиции и работа с придуманным образом.
|
10
|
-
|
10
|
|
|
4
|
Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям
|
2
|
-
|
2
|
Итоговая творческая работа
|
|
Всего часов:
|
28
|
5
|
33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание изучаемого курса
1. Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.
- Знакомство с основными компонентами драматических произведений (сюжет, конфликт, ведущие предлагаемые обстоятельства, сцены).
- Знакомство с принципами создания и работы с образом в драматургическом произведении.
- Знакомство с компонентами сказки.
2. Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.
- Совместная работа педагога и учеников по проработке сюжета и перипетийного ряда.
- Выявление значимых для группы тем и сюжетов с целью дальнейшей проработки.
- Выявление основных сфер работы по коррекции личности ребенка.
- Совокупная работа с творческим продуктом по развитию и коррекции личности ребенка.
3. Репетиции и работа с придуманным образом.
- Организация выучивания текста персонажа.
- Работа с характерными особенностями персонажей.
- Проведение скрытой коррекционно-развивающей работы (беседы, пояснения, обсуждения и т.д.) через каждый персонаж и сюжет в целом.
4. Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям.
- Сценическая демонстрация творческого продукта.
Учебно-тематический план 2 класс
|
тема
|
практика
|
теория
|
всего часов
|
контрольная точка
|
|
1
|
Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.
|
6
|
5
|
11
|
|
|
2
|
Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.
|
10
|
-
|
10
|
|
|
3
|
Репетиции и работа с придуманным образом.
|
10
|
-
|
10
|
|
|
4
|
Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям
|
2
|
-
|
2
|
Итоговая творческая работа
|
|
Всего часов:
|
28
|
5
|
33
|
|
Содержание изучаемого курса
1. Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.
- Знакомство с основными компонентами драматических произведений (сюжет, конфликт, ведущие предлагаемые обстоятельства, сцены).
- Знакомство с принципами создания и работы с образом в драматургическом произведении.
- Знакомство с компонентами сказки.
2. Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.
- Совместная работа педагога и учеников по проработке сюжета и событийного ряда.
- Выявление значимых для группы тем и сюжетов с целью дальнейшей проработки.
- Выявление основных сфер работы по коррекции личности ребенка.
- Совокупная работа с творческим продуктом по развитию и коррекции личности ребенка.
3. Репетиции и работа с придуманным образом.
- Организация выучивания текста персонажа.
- Работа с характерными особенностями персонажей.
- Проведение скрытой коррекционно-развивающей работы (беседы, пояснения, обсуждения и т.д.) через каждый персонаж и сюжет в целом.
4. Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям.
- Сценическая демонстрация творческого продукта.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании изучения курса выпускник
Знает:
- Понятия и принципы работы с драматургическим произведением.
- Основные определения: пьеса (компоненты пьесы), постановка, репетиционный процесс, спектакль, структура работы с образом и т.д.
- Возможные пути реализации творческого потенциала в рамках театральной деятельности.
Умеет:
- Работать в рамках создания творческого продукта.
- Вычленять основной конфликт и сюжетные перипетии.
- Использовать полученные знания самостоятельно.
Может:
- Самостоятельно создавать творческий продукт (стихотворение, рассказ, пьесу и т.д.).
- Видеть литературное произведение, как творческий продукт автора и анализировать его.
- Самостоятельно работать в рамках целостного развития личности с учетом базовых принципов и социально-культурных норм.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
По завершении работы по созданию творческого продукта, ребенок принимает участие в спектакле, где показывает созданный им образ (по мере готовности, но обычно – это конец учебного года). Данное событие является завершающим этапом работы с продуктом. С учетом поставленной задачи, результативность данного процесса можно определить по следующим категориям:
- Снижение показателей по тем или иным сферам, в которых выявлены отклонения в развитии личности (индивидуально-психологическая сторона (процессы, свойства, состояния); мировоззренческая сторона (мировоззрение, мораль, нравственность); социально-психологическая сторона (роли, позиции, установки).
- Учащийся показывает большую активность и включенность в процесс работы, не боится высказывать своё мнение и прислушивается к мнению других.
- Понятия правильно – неправильно не выставляются как догмы, а определяются путем общего обсуждения и позиций группы.
- Учащийся может ответить на вопросы: как ты работал с образом, зачем в пьесе твой персонаж, какие основные характерные черты проявились в твоем персонаже, что именно ты пытался донести до зрителей, включая в пьесу этот персонаж и т.д.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;
• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.
|