Меню сайта

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Структура программы учебного предмета

I.         Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования  к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                       

VI.    Список литературы и средств обучения

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.

Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей. 

Данная программа представляет собой краткий курс основ актерского мастерства с включением элементов тренингов по сценической речи и сценическому движению.  В основу содержания программы положен следующий принцип распределения учебного материала: от простого к сложному, от отдельного упражнения – к тренингу, от тренинга - к спектаклю.

Театр, как вид искусства, остается наиболее востребованной и привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать театральное искусство в различных его проявлениях.

Программа имеет практическое направление, так как дети изучают искусство театра «изнутри», с первых шагов освоения актерской техники до создания учебного спектакля и показа готовой работы на зрителя (друзей, родителей, приглашенных гостей).  Основная форма учебных занятий – урок-беседа, урок-тренинг, урок-репетиция, комплексный урок и сценический показ.

Рекомендуемый возраст детей, для освоения программы «Основы актерского мастерства», -  9-14 лет.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий - 33 недели.

 

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

 

2-й год

 

Итого часов

Форма занятий

мелкогрупповая

 

Аудиторная (в часах)

33

33

66

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.

 

 

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

1-2 годы обучения – по 1 часа в неделю;

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в  мелкогрупповой форме. Численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).

Цель и задачи учебного предмета

 Цель учебного предмета «Основы актерского мастерства» – воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами театрального искусства.

Задачи:

  •  знакомство с театром как видом искусства, сущностью театрального исполнительского творчества;
  •  формирование у детей и подростков интереса к искусству театра;
  •  выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;
  •  обучение первоначальным навыкам актерского мастерства;
  •  воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, психофизической выносливости и работоспособности;
  •  обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
  •  устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;
  •  воспитание самодисциплины, коммуникативности и культуры общения;
  •  формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (упражнения, тренинги, репетиции);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Аудиторные занятия должны проходить в просторном, светлом, оснащенном необходимым оборудованием помещении, пригодном для проведения репетиций. Необходимо иметь дополнительное помещение для хранения театрального реквизита, гримерных принадлежностей, костюмов и декораций. Сценические показы желательно проводить в театральном зале, оборудованном световой и звуковой аппаратурой.

Библиотечный фонд образовательной организации укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по театральному искусству, аудио и видеозаписями спектаклей и кинофильмов с участием выдающихся актеров прошлого и настоящего времени.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и Интернету для сбора дополнительного материала по театральному искусству во время самостоятельной работы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Основы актерского мастерства» рассчитана на 2 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении позволит учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от упражнений на освобождение мышц, развитие внимания и воображения, тренингов на освоение элементов актерской техники до подготовки  спектакля и его показа  на публику.

Учебный материал разделен условно на следующие разделы: «Сценическое действие» (бессловесное и словесное) и «Работа над ролью» (в отрывке, в учебном спектакле и перед зрителями).

 Большая роль в программе отводится упражнениям, тренингам и этюдному методу. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий по программе «Основы актерского мастерства», одновременно воплощаются в практической деятельности.

Домашняя и самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение упражнений, тренингов, ведения дневника наблюдений, освоение текста роли, изучение литературы по театральному искусству, посещение театров и музеев.

Все занятия являются творческим процессом и направлены на развитие воображения, фантазии, познание себя, освоение собственной психофизики и формирование эстетически развитой личности.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 1 класс

 

тема

практика

теория

всего часов

контрольная точка

 

1

Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.

6

5

11

 

 

2

Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.

10

-

10

 

 

3

Репетиции и работа с придуманным образом.

10

-

10

 

 

4

Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям

2

-

2

Итоговая творческая работа

 

Всего часов:

28

5

33

 

                 

Содержание изучаемого курса

1. Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.

  1. Знакомство с основными компонентами драматических произведений (сюжет, конфликт, ведущие предлагаемые обстоятельства, сцены).
  2. Знакомство с принципами создания и работы с образом в драматургическом произведении.
  3. Знакомство с компонентами сказки.

2. Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.

  1. Совместная работа педагога и учеников по проработке сюжета и перипетийного ряда.
  2. Выявление значимых для группы тем и сюжетов с целью дальнейшей проработки.
  3. Выявление основных сфер работы по коррекции личности ребенка.
  4. Совокупная работа с творческим продуктом по развитию и коррекции личности ребенка.

3. Репетиции и работа с придуманным образом.

  1. Организация выучивания текста персонажа.
  2. Работа с характерными особенностями персонажей.
  3. Проведение скрытой коррекционно-развивающей работы (беседы, пояснения, обсуждения и т.д.) через каждый персонаж и сюжет в целом.

4. Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям.

  1. Сценическая демонстрация творческого продукта.

Учебно-тематический план 2 класс

 

тема

практика

теория

всего часов

контрольная точка

 

1

Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.

6

5

11

 

 

2

Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.

10

-

10

 

 

3

Репетиции и работа с придуманным образом.

10

-

10

 

 

4

Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям

2

-

2

Итоговая творческая работа

 

Всего часов:

28

5

33

 

Содержание изучаемого курса

1. Изучение основ работы по созданию текста произведения. Изучение основ литературной работы с произведением.

  1. Знакомство с основными компонентами драматических произведений (сюжет, конфликт, ведущие предлагаемые обстоятельства, сцены).
  2. Знакомство с принципами создания и работы с образом в драматургическом произведении.
  3. Знакомство с компонентами сказки.

2. Работа по созданию творческого продукта. Застольный период работы с творческим продуктом.

  1. Совместная работа педагога и учеников по проработке сюжета и событийного ряда.
  2. Выявление значимых для группы тем и сюжетов с целью дальнейшей проработки.
  3. Выявление основных сфер работы по коррекции личности ребенка.
  4. Совокупная работа с творческим продуктом по развитию и коррекции личности ребенка.

3. Репетиции и работа с придуманным образом.

  1. Организация выучивания текста персонажа.
  2. Работа с характерными особенностями персонажей.
  3. Проведение скрытой коррекционно-развивающей работы (беседы, пояснения, обсуждения и т.д.) через каждый персонаж и сюжет в целом.

4. Выступление. Демонстрация творческого продукта зрителям.

  1. Сценическая демонстрация творческого продукта.

III.    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании изучения курса выпускник

Знает:

  • Понятия и принципы работы с драматургическим произведением.
  • Основные определения: пьеса (компоненты пьесы), постановка, репетиционный процесс, спектакль, структура работы с образом и т.д.
  • Возможные пути реализации творческого потенциала в рамках театральной деятельности.

Умеет:

  • Работать в рамках создания творческого продукта.
  • Вычленять основной конфликт и сюжетные перипетии.
  • Использовать полученные знания самостоятельно.

Может:

  • Самостоятельно создавать творческий продукт (стихотворение, рассказ, пьесу и т.д.).
  • Видеть литературное произведение, как творческий продукт автора и анализировать его.
  • Самостоятельно работать в рамках целостного развития личности с учетом базовых принципов и социально-культурных норм.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

По завершении работы по созданию творческого продукта, ребенок принимает участие в спектакле, где показывает созданный им образ (по мере готовности, но обычно – это конец учебного года). Данное событие является завершающим этапом работы с продуктом. С учетом поставленной задачи, результативность данного процесса можно определить по следующим категориям:

  • Снижение показателей по тем или иным сферам, в которых выявлены отклонения в развитии личности (индивидуально-психологическая сторона (процессы, свойства, состояния); мировоззренческая сторона (мировоззрение, мораль, нравственность); социально-психологическая сторона (роли, позиции, установки).
  • Учащийся показывает большую активность и включенность в процесс работы, не боится высказывать своё мнение и прислушивается к мнению других.
  • Понятия правильно – неправильно не выставляются как догмы, а определяются путем общего обсуждения и позиций группы.
  • Учащийся может ответить на вопросы: как ты работал с образом, зачем в пьесе твой персонаж, какие основные характерные черты проявились в твоем персонаже, что именно ты пытался донести до зрителей, включая в пьесу этот персонаж и т.д.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz