Меню сайта

Наш опрос
Привет! Как настроение?
Всего ответов: 268

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                             

-  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном   процессе;

- Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени,   предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-  Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-  Цель и задачи учебного предмета;

-  Обоснование структуры программы учебного предмета;

-  Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного      предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                               

 -  Учебно-тематический план;

 -  Содержание тем (видов работ);

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                           

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

 - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 - Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

                             

 - Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

VI.    Список литературы и средств обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального искусства.

Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» - это репетиционный процесс постановочной работы, осуществляемый педагогами профильных предметов, который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, актерскому мастерству, пластическим и музыкальным предметам.

Учебный предмет направлен на создание плодотворного и целесообразного репетиционного процесса, нацеленного на рост актерских умений в различных сферах творческого самовыражения.

 Процесс подготовки сценических номеров  формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и театральных направлениях, знако­мит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует  выявлению   творческого потенциала и  индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.

  1. Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 8 лет. Освоение программы по предмету  «Подготовка сценических номеров» рассчитано на 3 года (со 2 по 4 класс).

При этом объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  по дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области театрального искусства «Искусство театра» на реализацию учебного предмета «Подготовка сценических номеров», составляет 99 часа.   Срок освоения программы учебного предмета «Подготовка сценических номеров» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи до двенадцати лет (4-летняя образовательная программа)

Год обучения

1-й год

 

2-й год

 

3-й год

Итого часов

Форма занятий

мелкогрупповая

 

Аудиторная (в часах)

33

33

33

99

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

На усмотрение педагога допускается наличие домашней работы при изучении некоторых тем программы, но общая нагрузка не превышает 16,5 часов в год.

 

 

 

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» проходит в форме мелкогрупповых занятий (от 2 до 10 человек в группе). Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, однако, при необходимости и на усмотрение педагога некоторые занятия проводятся и в групповой форме (8 – 15 человек).

 

  1. Цели и задачи учебного предмета
  2.  

1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.

2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Задачи учебного предмета:

1. Познакомить учеников с театром как видом искусства;

2. Обеспечить учащимся постоянную сценическую практику;

3. Развивать личностные и творческие способности детей;

4. Снять психологические и мышечные зажимы;

5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции;

6. Научить:

  • основам техники безопасности при работе на сцене;
  • использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);
  • использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
  • снимать индивидуальные зажимы; бороться со страхом выхода на сцену;
  • ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;
  • органично и естественно существовать на сцене;
  • свободно мыслить и действовать на сцене,
  • взаимодействовать с партнером на сцене;
  • координировать свое положение в сценическом пространстве.

7. Развивать в репетиционном процессе:

  • наблюдательность;
  •  творческую фантазию и воображение;
  •  внимание и память;
  •  ассоциативное и образное мышление;
  •  чувство ритма;
  • логическое мышление;
  • способность выстраивать событийный ряд;
  • способность определения основной мысли, идеи произведения;
  • способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
  •  уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
  • анализировать свою работу и работу других обучающихся;

8. Развивать в процессе постановочной работы:

  • навыки владения средствами пластической выразительности;
  • навыки участия в репетиционной работе;
  • навыки публичных выступлений;
  • навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
  • партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
  •  развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;
  •  самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
  • чувство ответственности;
  • организаторские способности;
  • умение преподнести и обосновать свою мысль;
  • художественный вкус;
  • коммуникабельность;
  • трудолюбие;
  • активность.

Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде сценических номеров, концертных, конкурсных выступлений, спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

–  словесный (объяснение, беседа, рассказ);

–  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

–  практический;

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях театрального исполнительства.

  1. Описание  материально-технических  условий  реализации  учебного  предмета:
  • специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
  • хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
  • видеозал;
  • помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • учебную аудиторию (или зал) со специальным напольным покрытием, ширмами, звуковой и видеоаппаратурой
  • спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе  работы;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  •  фонотека;
  •  использование сети Интернет;
  •  материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
  • школьная библиотека.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план (для каждого года обучения)

 

2 – 4 класс (по 4-летней программе)

 

№№

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

 

 

 

1 год

(2 класс)

2 год

(3 класс)

3 год

(4 класс)

1.

Подготовка концертных номеров

практические занятия

10

10

10

2.

Подготовка конкурсных номеров

практические занятия

10

10

10

3.

Постановка спектаклей

практические занятия

13

13

13

4.

Итого:

 

33

33

33

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (ВИДОВ РАБОТ)

Подготовка концертных номеров

Концертный номер - это отдельное, композиционно завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой, выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного (или смешанного) вида искусства: драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д. и оставляющее у зрителей целостное впечатление.

Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях.

Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей, различный по жанрам (вокальный, речевой, хореографический, пластический, театральный) и по форме (композиция; миниатюра; зарисовка; сцены из пьесы, оперы, мюзикла, водевиля, оперетты; дивертисмент и т.д.).

Характерные черты концертного номера - четкая лаконичная композиция, интригующая завязка, острая кульминация, финал и отточенная внешняя форма.

Концертная программа обычно складывается из множества разнообразных номеров, поэтому главной особенностью концертного номера является его кратковременность, доходчивость и легкость восприятия. Концертный номер должен быть ярким, динамичным, лаконичным и сразу включить внимание зрителя.

Работа над тематическими концертами должна проводиться педагогами, которые четко ориентируются в той или иной тематике. Нельзя заставлять или поручать подготовку таких концертов или номеров одному педагогу, здесь должна работать команда, состоящая из педагогов, работающих в разных направлениях и областях. Соединение воедино работы  педагогов различных предметов, даст максимальный результат и качество выпускаемого  концертного  номера и всего концерта.

Подготовка конкурсных номеров

Работа над конкурсными номерами имеет свои отличительные особенности. При работе надо учитывать, что психологическая нагрузка на ученика будет существенной, так как конкурсные выступления и подготовка к ним вызывают чрезмерное эмоциональное волнение у участников конкурса.   Наряду с тем, что любой конкурс является стрессом для конкурсанта, он воспитывает в нем умение собираться, настраиваться, концентрироваться, владеть собой и противостоять любым неожиданностям, возникающим в процессе исполнения программы, а также развивать чувство конкурентоспособности и умения проигрывать, «держать удар».                             

Постановка спектаклей

Работа над учебным спектаклем  - основной  вид творческой деятельности в рамках программы «Искусство театра», работа над спектаклем является итогом учебно-художественного процесса на определенном этапе.

Постановка спектакля осуществляется командой педагогов, состав которой зависит от жанра выбранного материала. В педагогическую «команду» могут входить:

- режиссер-постановщик,

- хореограф,

- педагоги по вокалу и вокальному ансамблю,

- педагог по сценическому движению,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- педагог по художественному слову,                                                                                                        

- педагог по гриму,

- концертмейстер.

Для реализации спектакля надо обязательно найти баланс между сложностью сценического материала  и необходимым для его воплощения уровнем актерской грамотности (можно привлекать обучающихся  из разных классов), обеспечить поступательное усложнение исполнительских  задач в процессе создания спектакля, создать доброжелательную, творческую атмосферу. 

Основные  последовательные этапы создания учебного спектакля:

-  драматургического материала,

-  рождение замысла,

-  распределение ролей,

-  читка пьесы,

-  застольный период,

-  разбор пьесы,                                                                                                                                                         

-  метод действенного анализа,

 -  этюдный метод,                                                                                                                                                                       

- основной репетиционный процесс (создание и уточнение мизансценического рисунка, конкретизация  сценической обстановки, разучивание музыкального материала, постановка танцев,  сценического боя, пластики и т. д в зависимости от жанра и идеи режиссера),                                      

-  прогоны (сцен, актов, спектакля в  целом),                                                                                                                                                                                                

-  генеральные репетиции,

-  сценический показ.

 

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

 Результатом освоения программы «Искусство театра» в области театрального исполнительского искусства по учебному предмету «Подготовка сценических номеров»  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;
  • умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;
  • умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
  • использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
  • умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
  • умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
  • навыков владения средствами пластической выразительности;
  • навыков участия в репетиционной работе;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
  • навыков тренировки психофизического аппарата;
  • знания основных средств выразительности театрального искусства;
  • знания  театральной терминологии;
  • знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;
  • умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
  • навыков по владению психофизическим состоянием;
  • умения проводить анализ произведений театрального искусства;
  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
  • умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
  • умение работать над ролью под руководством преподавателя;
  • навыков репетиционной и концертной работы;
  • навыков по использованию театрального реквизита;
  • знания основ техники безопасности при работе на сцене;
  • навыков анализа  собственного исполнительского опыта.

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;
  • видеть, слышать воспринимать;
  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
  • воображение и фантазия;
  • способность к взаимодействию;
  • логичность и последовательность действий и чувств;
  • чувство правды на сцене;
  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • ощущение перспективы действия и мысли;
  • чувство ритма;
  • выдержка, самоотдача и целеустремленность;
  • мышечная свобода и пластичность;
  • владение голосом, произношение;
  • чувство фразы;
  • умение действовать словом.
  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Подготовка сценических номеров»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала.

Текущая аттестация проводится в форме показов с приглашением зрителей.

  Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Подготовка сценических номеров». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Подготовка сценических номеров» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на  определенном   этапе обучения.

Итоговой аттестацией (экзаменом) для учащихся является исполнение роли в сценической итоговой постановке.

Критерии оценок

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

   Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Подготовка сценических номеров»:

5 (отлично). Ученик полностью сосредоточен и внимателен, четко реагирует на замечания, исправляя их, добиваясь выполнения поставленной задачи.

4 (хорошо).  Ученик отвлекается, не достаточно собран и внимателен на площадке, в результате чего видны неточности в выполнении поставленной задачи.

3 (удовлетворительно). Ученик часто отвлекается и допускает множество ошибок при работе на площадке, не точен в понимании и исправлении этих ошибок.

Зачет (без оценки). Промежуточная оценка приобретаемых учеником навыков, понимания допускаемых им неточностей и их исправление, после замечаний педагога.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz