Владимирова Мария Леонидовна
к.п.н., преподаватель театральных дисциплин МБОУ ДО «Детская школа искусств №11» г.Кирова
Мастерская добра.
Игры-упражнения в театральном творчестве дошкольников
Аннотация: в статье представлен практический опыт работы с детьми дошкольного возраста. Авторские игры-упражнения, представленные в статье, включены в первую часть программы «Мы с детьми в театр играли» разработанной как комплексное развивающее направление «Мастерская добра» Владимировой М.Л. Игры используются на занятиях в группах раннего развития по направлению «Театральное искусство»
Ключевые слова: театральное творчество дошкольников, развивающие игры-упражнения, дошкольники, развитие дошкольников, мастерская добра
Не секрет, что больше всего на свете дети любят играть, получать подарки и баловаться. А ещё они любят наряжаться, побеждать и передразнивать…. Чтобы всё это реализовать у нас есть волшебное средство – театр. Нет, не театр, в который ходят смотреть сказки, а театр, где все мы учимся быть актерами, играем и перевоплощаемся, понимаем нравственные ценности и раскрываем сложный мир взаимоотношений с людьми, природой и творчеством. Уважаемые взрослые, предлагаем вам вместе вспомнить что такое играть, научимся видеть сказку вокруг.
На занятиях с детьми дошкольного возраста, мы стараемся разрабатывать упражнения, которые направлены сразу на несколько сфер развития. Игра сопровождается стихотворным текстом, движениями и эмоциональными проявлениями. Игры-упражнения направлены на приобретение и развитие речи, внимания, воображения, актерских навыков (способность к перевоплощению), моторики и т.д.
Мы уверены, что любое творческое занятие или минуты отдыха можно разнообразить множеством игр, который будут эффективными тренингами, помогающими преподавателю, и в то же время увлекательным приключением для детей.
Переходя от одного упражнения к другом, мы используем элемент эмоционального выплеска: «Мы молодцы?». На что дети отвечают: «Молодцы!» и дружно, громко хлопают в ладоши. Чем громче и веселее, тем лучше! Аплодисменты помогают детям эмоционально реагировать на происходящее и снять лишнее напряжение.
Когда дети выучат текст и движения игры-упражнения, мы предлагаем развивать ещё один навык – практику публичных выступлений. Преподаватель просит у группы помощи и приглашает кого-то из детей занять место ведущего. Сейчас уже ребенок становится «учителем», и вся группа повторяет упражнение за ним. После окончания упражнения ребенка благодарят и предлагают по желанию кому-то из детей провести следующую игру.
Зевание и потягивание. Игра-разминка
Эффективное упражнение, которое позволяет разогреть мышцы тела и речевого аппарата к работе – это зевание. Зевание и потягивание помогает телу прийти в тонус, мобилизует энергию и активизирует работоспособность. Зевать очень полезно, и не только утром.
Зевнуть нужно не менее 10 раз, возможно свободно передвигаться, принимать удобные для потягивания позы. Обязательно при зевке должен издаваться глубокий звук выдоха.
Пальчики. Пальчиковая гимнастика с игровыми элементами
Это упражнение обучает детей названиям каждого пальца на руке, концентрирует внимание, формирует представление о эмоциональных проявлениях, обучает основам актерского перевоплощения.
Текст игры
|
Описание действий
|
Этот пальчик он большой.
Этот пальчик он
|
Вытянутый большой палец массируют большим и указательным пальцами другой руки.
|
герой!
|
Показывают «силача» пауза в стихотворении с возможными поощрениями детей.
|
Указательный у нас
Пальчик ходит в первый
|
Указательный палец массируют большим и указательным пальцами другой руки.
|
класс!
|
Показывают первоклассника с вытянутой рукой для ответа. Пауза в стихотворении с возможными поощрениями детей.
|
Этот пальчик самый средний,
Этот пальчик самый
|
Средний палец массируют большим и указательным пальцами другой руки.
|
вредный!
|
Преподаватель начинает щекотать всех сидящих в круге детей. Пауза в стихотворении
|
Безымянный пальчик плачет…
Нету имени у пальчика!
|
Безымянный палец массируют большим и указательным пальцами другой руки.
Дети показывают, как пальчик плачет, закрывая лицо руками. Пауза в стихотворении с возможными поощрениями детей.
|
А мизинчик
самый
|
Указательный палец массируют большим и указательным пальцами другой руки.
|
маленький
|
Показывают «маленький», соединяя ладошки вместе и выглядывая в щелку между ними.
|
Мы молодцы? Молодцы! Значит нам…. Аплодисменты!
|
*Упражнение повторяется на другой руке.
Сова. Упражнение на формирование звукового посыла и ощущения темпо-ритма произведения.
Текст упражнения произносится преподавателем с использованием звукового посыла в нижней подстройке. Введение (У-ХУУ….У-ХУУ…У-ХУУ) – это работа на развитие диафрагменного посыла, глубокого звучания голоса и резонирования тела.
Текст игры
|
Описание действий
|
У-ХУУ….У-ХУУ…
|
Руки опущены. Сидим спокойно и издаем «глубокий» звук, имитирующий крик совы
|
Я лечу, лечу, лечу
|
Руки медленно рывками начинают подниматься вверх. Финальная точка одновременно фиксируется как в руках (руки вверху, кисти смотрят вверх) так и в словах (ЧУ)
|
Мышку я поймать хочу
|
Руки медленно рывками начинают опускаться вниз. Финальная точка одновременно фиксируется как в руках (руки прижаты к туловищу, с хлопком) так и в словах (ЧУ)
|
Скоро в лес я прилечу
|
Руки медленно рывками начинают подниматься вверх. Финальная точка одновременно фиксируется как в руках (руки вверху, кисти смотрят вверх) так и в словах (ЧУ)
|
Даже волка проглочу!
|
Руки медленно рывками начинают опускаться вниз. Финальная точка одновременно фиксируется как в руках (руки прижаты к туловищу, с хлопком) так и в словах (ЧУ)
|
АААА
|
Преподаватель медленно встает с места и ищет «волка»
|
АМ!!!
|
Аккуратно, чтобы не напугать ребенка, обнимает кого-то из сидящих детей
|
Мы молодцы? Молодцы! Значит нам…. Аплодисменты!
|
Братья. Работа с верхним и нижним звуковыми регистрами
Дети учатся слышать высокий и низкий голос, добиваться чистоты звучания и быстрой перестройки с одного регистра на другой. Это упражнение будет базовой платформой для дальнейшей работы с речью. Очень важно четко следить за произношением звуков и не допускать звукового зажима у детей.
Текст игры
|
Описание действий
|
Жили-были братья.
|
Руки в стороны ладони вверх
|
Братья жили в разных домиках,
|
Руки в стороны ладони вниз и сложить как крыши у домов
|
Но очень любили ходить друг к другу в гости!
|
Медленно показывать шаги большими и указательными пальчиками, имитируя движение братьев навстречу друг другу
|
И вот когда они встречались – они разговаривали:
|
Руки встретились с хлопком. Поглаживание ладоней друг о друга
|
Здравствуй брат!
|
Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг от друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу. Говорим голосом чуть выше обычного.
|
Здравствуй брат!
|
Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. Остальные пальчики прижаты друг к другу. Говорим на нижних регистрах (очень низким голосом)
|
Ты мне рад?
|
Руки сложены лодочкой, большие пальцы вверх. Отрываем кончики пальцев друг от друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу. Говорим голосом чуть выше обычного.
|
Очень рад!
|
Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. Говорим на нижних регистрах (очень низким голосом)
|
Что ты делал сутра?
|
Отрываем кончики пальцев друг от друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу. Говорим голосом чуть выше обычного.
|
Я ходил по дрова.
|
Отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. Говорим на нижних регистрах (очень низким голосом)
|
А еще?
|
Отрываем кончики пальцев друг от друга, имитируя разговор. Запястья и большие пальцы остаются прижатыми друг к другу. Говорим голосом чуть выше обычного.
|
А еще я принес молоко!
|
Ритмично отрываем друг от друга большие пальцы, имитируя разговор. Говорим на нижних регистрах (очень низким голосом)
|
Кошки. Упражнение на четкость звукопроизношения слогов
Упражнение позволяет детям понять принципы четкого произношения звуков, ударности слогов, мягкость и твердость произношения. Дополнительно мы развиваем актерские навыки импровизации в рамках сценария.
Текст игры
|
Описание действий
|
Сели кошки на окошко –
Разговаривают кошки:
Надо кошек нам понять,
Ротик шире открывать!
|
Дети превращаются в кошек. Изменяя взгляд, повадки и т.д. Очень важно проследить, чтобы у детей в момент упражнения была правильная осанка.
|
Мяу мяу
Ай яй яй
|
Очень широко открывается рот. Звук выталкивается толчком диафрагмы, сопровождаясь хлопком преподавателя.
|
Вот попили кошки чай
|
Показывают, как кошки пьют чай. Сели ровно.
|
Мяу мяу
Бу бу бу
|
Очень широко открывается рот. Звук выталкивается толчком диафрагмы, сопровождаясь хлопком преподавателя.
|
Кошка прыгнула в трубу
|
Прыгнули со стула, оставаясь стоять на ногах.
|
Мяу мяу
Зи зи зи
|
Очень широко открывается рот. Звук выталкивается толчком диафрагмы, сопровождаясь хлопком преподавателя.
|
Кошке пальцем не грози!
|
Преподаватель грозит кошкам пальцем, они в ответ отворачиваются и не слушаются… Топают и хлопают в ладоши, издавая различные звуки.
|
Ох, устали кошки –
|
Кошки тяжело вздыхают, делая мягкий, разогревающий выдох через рот.
|
Уснули на окошке!
|
Рассаживаются обратно на стулья.
|
Мы молодцы? Молодцы! Значит нам…. Аплодисменты!
|
|