Меню сайта

Категории раздела
зачет по композиции [0]
Страничка для взрослых [5]
любопытные тесты [7]
теория и наука [10]
Диагностические тесты используемые в студии [4]
Документация студии [0]
Театральные зарисовки [2]
Доброе видео [1]

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Главная » 2010 » Июнь » 28 » Теория стихосложения 3 часть
22:13
Теория стихосложения 3 часть

Вольный стих

Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.

При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих. Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву

В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):

Дети любят игрушки.

Так все говорят!

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Жаль,

Что это НЕ ВСЕ замечают!..

Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

 

Смешанный стих

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

Давно в любви отрады мало:

Без отзыва вздохи, без радости слезы;

Что было сладко - горько стало,

Осыпались розы, рассеялись грезы...

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

 

Верлибр

Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.

 

Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы

напали на него все страны вселенной,

Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда

не бывало.

И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,

И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей

этого города.

В каждом их слове и взгляде.

 

(Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)

 

В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

 

Белый стих

Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

 

Наступило красно утро

В середине где-то марта,

А по тропочке средь леса

Добрый молодец идет.

Он ходил в далеки страны,

Повидал немало дива

И теперь спешит вот к дому

Через десять целых лет.

Соловьишка песнь выводит,

Счет годам ведет кукушка,

Ну а думы все Еремы

К родной горнице летят...

 

 

Стихи в прозе

Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал:

"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."

 

 

Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения.

Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением.
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.

Короче говоря, это рифмованный фразовик.

Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Что это у нас, братцы,
В Каменной Москве приуныло,
Что это приумолкло?
Заунывно зазвонили
У Ивана Великого в большой колокол,
Язык увивали черным бархатом.


Силлабический (слогочислительный) стих - стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в.
4-сложник
Чисто нравы
Суть приятны
Царю славы.


6-сложник
Услыхали мухи
Медовые духи,
Прилетевши. Сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги.
Ах! – плачут убоги.
Меду полизали,
А сами пропали.


7-сложник
Не любити тяжело
И любити тяжело
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.


Все стихи тогда носили общее название виршей. Почти все поэты - виршенники 16-17 в.в. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между народной поэзии и языком виршенников.

Диапазон длины русского силлабического стиха колеблется от 4 до 16ислогов.
Классический русский стих –силлабо-тонический. Это самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным оказывается метр. Ритмическая инерция в данном случае столь велика. Чтоона сама по себе может служить знаком системы, а малейшее ее нарушение немедленно фикируется воспринимающим сознанием.
В силлабо-тоническом стихе есть закономерное чередование сильных и слабых слогов.
Таким образом, внутренняя структура силлабо-тонического стиха зиждется на его основных метрических определителях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударного.

Но, оказывается, еще более эффективен по своим художественным последствиям другой определитель на горизонтальной оси ритмической системы. Это – длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд. Тем более плавным и спокойным представляется нам его динамический ход. И наоборот. Коротки стиховые ряды дробят течение стихового потока, делают его более эмоциональным, в энергетических перепадах.
В 60-70 г.г. – понятие «дольник». Имитация античных гекзаметров - 6-ударный дольник.
Слог «Одиссеи» веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю дотсигать освершенства
(В. Тредиаковский. Тилемахида, 1766)

Дольник – формула тонического тиха.

Тактовик – своеобразная форма русского стиха, структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей в стихе гармоническое сочетание любых ритмических модификаций краты.
Тактовик трехдольного ритма
Наш отец – завод.
Красная кепка – флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)


Тактовик четырехдольного ритма
Билет – щелк. Щека – чмок.
Свисток. – и рванулись туда мы,
Куда, как се-ельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)


Ударник или акцентный стих – один из основных видов дисметрического свободного стиха, пластическая структура которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники.
Рифмованный четырехударник
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
(В. Маяковский)


Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи.
Например (А. Фет)
Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, -
Так, - забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, -
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…

Категория: теория и наука | Просмотров: 1056 | Добавил: Владимирова | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz