Как
ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической?
Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная,
обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от
любой
другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не
сказано.
Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не
совсем
отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем
руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.
При
всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять
автора,
который пытается передать какие-то конкретные особенности простой
разговорной
речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные
слоги,
выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать
"сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих.
Особенность
такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки
состоят из
произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:
Позвольте...
видите ль... сначала
Цветистый
луг; и я искала
Траву
Какую-то,
не вспомню наяву
В
этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в
последней
уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 -
раздумье,
3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и,
заметьте, с
соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не
так уж
он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если
сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из
"Песни
игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):
Дети
любят игрушки.
Так
все говорят!
Ну
а разве игрушки
Не
любят ребят?
Очень
любят!
Души
в них не чают!
Жаль,
Что
это НЕ ВСЕ замечают!..
Также
очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал
кусочек сыра и т.д.")
Смешанный
стих
У
вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный,
который
отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно
в любви отрады мало:
Без
отзыва вздохи, без радости слезы;
Что
было сладко - горько стало,
Осыпались
розы, рассеялись грезы...
В
этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с
четырехстопными же
амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй -
трехсложный, то общее количество стоп разнится.
Верлибр
Когда
вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью
выразить
себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы -
ведь,
можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем
стихосложения. И
стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные
паузы,
рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр.
vers
libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением
каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же
иначе,
если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи
на
стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит
однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из
стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся
интонация и
определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно
привести
русские переводы современных англо-американских (да и прочих
иностранных)
авторов.
Приснился
мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали
на него все страны вселенной,
Мне
мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не
бывало.
И
превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И
каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого
города.
В
каждом их слове и взгляде.
(Уолт
Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)
В
иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к
созданию
произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это
не
касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает
уникальной
интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь
успеха. К
слову, в английской литературе может встречаться древний вид
стихотворений,
совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и
дало
ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное
повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в
первой
строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой
последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким
стихом был
написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников
письменности.
Белый
стих
Еще
одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от
канонов
стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр,
ибо
отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась
неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без,
дискомфорта от
перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские
стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из
сказки
Геннадия Апановича:
Наступило
красно утро
В
середине где-то марта,
А
по тропочке средь леса
Добрый
молодец идет.
Он
ходил в далеки страны,
Повидал
немало дива
И
теперь спешит вот к дому
Через
десять целых лет.
Соловьишка
песнь выводит,
Счет
годам ведет кукушка,
Ну
а думы все Еремы
К
родной горнице летят...
Стихи
в прозе
Под
занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным
стихом и
прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и
прозаическое
по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как
правило, в
стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а
ведь
еще М.Ю.Лермонтов писал:
"Синие
горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня
на
своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и
я с
той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым
улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот
жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."
Былины,
лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи,
литургические песнопения.
Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического
стиха со
смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным
членением. А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Короче говоря, это рифмованный фразовик.
Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе
которой
лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где
граница
интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является
определяющим признаком членения. Что это у нас, братцы,
В Каменной Москве приуныло,
Что это приумолкло?
Заунывно зазвонили
У Ивана Великого в большой колокол,
Язык увивали черным бархатом.
Силлабический (слогочислительный) стих - стих с постоянным
(предсказуемым)
числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17
в.в., и
в первой трети 18 в. 4-сложник Чисто нравы
Суть приятны
Царю славы.
6-сложник Услыхали мухи
Медовые духи,
Прилетевши. Сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги.
Ах! – плачут убоги.
Меду полизали,
А сами пропали.
7-сложник Не любити тяжело
И любити тяжело
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.
Все стихи тогда носили общее название виршей. Почти все поэты -
виршенники
16-17 в.в. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в
результате образовался разрыв между народной поэзии и языком
виршенников.
Диапазон длины русского силлабического стиха колеблется от 4 до
16ислогов.
Классический русский стих –силлабо-тонический. Это самая урегулированная
система стихосложения европейского ареала, в которой первичным
оказывается
метр. Ритмическая инерция в данном случае столь велика. Чтоона сама по
себе
может служить знаком системы, а малейшее ее нарушение немедленно
фикируется
воспринимающим сознанием.
В силлабо-тоническом стихе есть закономерное чередование сильных и
слабых
слогов.
Таким образом, внутренняя структура силлабо-тонического стиха зиждется
на его
основных метрических определителях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударного.
Но, оказывается, еще более эффективен по своим художественным
последствиям
другой определитель на горизонтальной оси ритмической системы. Это –
длина
стиха. Чем длиннее стиховой ряд. Тем более плавным и спокойным
представляется
нам его динамический ход. И наоборот. Коротки стиховые ряды дробят
течение
стихового потока, делают его более эмоциональным, в энергетических
перепадах.
В 60-70 г.г.
–
понятие «дольник». Имитация античных гекзаметров - 6-ударный дольник. Слог «Одиссеи» веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю дотсигать освершенства
(В. Тредиаковский. Тилемахида, 1766)
Дольник – формула тонического тиха.
Тактовик – своеобразная форма русского стиха, структура его выдержана в
духе
тактометрической системы, допускающей в стихе гармоническое сочетание
любых
ритмических модификаций краты. Тактовик трехдольного ритма Наш отец – завод.
Красная кепка – флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)
Тактовик четырехдольного ритма Билет – щелк. Щека – чмок.
Свисток. – и рванулись туда мы,
Куда, как се-ельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)
Ударник или акцентный стих – один из основных видов дисметрического
свободного
стиха, пластическая структура которого опирается не на количество стоп,
как в
метрическом стихе, а на равное количество логически сильных слов. В
зависимости
от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник,
трехударник,
четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень
распространен в
русской народной поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные
равноударники.
Рифмованный четырехударник Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
(В. Маяковский)
Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую
регулярной
рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на
стихи.
Например (А. Фет) Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, -
Так, - забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, -
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…