Былины, лирические песни, обрядовые
песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения.
Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного
дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого
интонационно-фразовым
и паузным членением.
А
вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий
хвост да два филея!..
Еще
разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да
на трех кирпичах.
Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе
которой
лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где
граница
интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является
определяющим признаком членения.
Что
это у нас, братцы
В
Каменной Москве приуныло,
Что
это приумолкло?
Заунывно
зазвонили
У
Ивана Великого в большой колокол,
Язык
увивали черным бархатом.
Силлабический (слогочислительный) стих - стих с постоянным
(предсказуемым)
числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17
в.в., и
в первой трети 18 в.
4-сложник Чисто нравы
Суть
приятны
Царю
славы.
6-сложник Услыхали мухи
Медовые
духи,
Прилетевши.
Сели,
В
радости запели.
Егда
стали ясти,
Попали
в напасти,
Увязли
бо ноги.
Ах!
– плачут убоги.
Меду
полизали,
А
сами пропали.
7-сложник
Не
любити тяжело
И
любити тяжело
А
тяжелее всего
Любя
любовь не достать.
Все стихи тогда носили общее название виршей. Почти все поэты -
виршенники
16-17 в.в. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в
результате образовался разрыв между народной поэзии и языком
виршенников.
Диапазон длины русского силлабического стиха
колеблется от 4 до 16ислогов.
Классический русский стих -
силлабо-тонический. Это
самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в
которой
первичным оказывается метр. Ритмическая инерция в данном случае столь
велика.
Чтоона сама по себе может служить знаком системы, а малейшее ее
нарушение
немедленно фикируется воспринимающим сознанием. В силлабо-тоническом
стихе есть
закономерное чередование сильных и слабых слогов.
Таким образом, внутренняя структура
силлабо-тонического стиха зиждется на его основных метрических
определителях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого
ударного.
Но,
оказывается, еще более эффективен по своим художественным последствиям
другой
определитель на горизонтальной оси ритмической системы. Это – длина
стиха. Чем
длиннее стиховой ряд. Тем более плавным и спокойным представляется нам
его
динамический ход. И наоборот. Коротки стиховые ряды дробят течение
стихового
потока, делают его более эмоциональным, в энергетических перепадах.
В 60-70
г.г. – понятие «дольник». Имитация античных
гекзаметров
- 6-ударный дольник.
Слог «Одиссеи» веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не сравниться хощу прославленным толь
стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо
представлю,
Да громогласных в нас изощрю дотсигать
освершенства
(В. Тредиаковский. Тилемахида, 1766)
Дольник – формула тонического тиха.
Тактовик – своеобразная форма русского стиха, структура его выдержана в
духе
тактометрической системы, допускающей в стихе гармоническое сочетание
любых
ритмических модификаций краты.
Тактовик трехдольного ритма
Наш отец – завод.
Красная кепка – флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)
Тактовик четырехдольного ритма
Билет – щелк. Щека – чмок.
Свисток. – и рванулись туда мы,
Куда, как се-ельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)
Ударник или акцентный стих – один из
основных видов дисметрического свободного стиха, пластическая структура
которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на
равное
количество логически сильных слов. В зависимости от этого определяются и
стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник,
пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской
народной поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники.
Рифмованный
четырехударник
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
(В. Маяковский)
Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую
регулярной
рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на
стихи. Например
(А. Фет)
Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, -
Так, - забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, -
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…
Рифма и ее разновидности
Рифма
- повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих
окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей
стихотворных
строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы
является
совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания
стиха
(клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
Мужская
- рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И
море, и буря качали наш челн;
Я,
сонный, был предан всей прихоти волн.
Две
беспредельности были во мне,
И
мной своевольно играли оне.
Женская рифма
Женская
- с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой
ночью, поздним летом,
Как
на небе звезды рдеют,
Как
под сумрачным их светом
Нивы
дремлющие зреют.
Дактилическая рифма
Дактилическая
- с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему
дактиля -
-_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано
название
этой рифмы.
Девочка
во поле с дудочкой ивовой,
Зачем
ты поранила веточку вешнюю?
Плачет
у губ она утренней иволгой,
плачет
все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая рифма
Гипердактилическая
- с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта
рифма на
практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного
фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда.
Четвертый
слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:
Леший
бороду почесывает,
Палку
сумрачно обтесывает.
В
зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.
Рифма точная и неточная
Рифма
- повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях
стихотворных
строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском
классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение
ударных
гласных.
Почему
Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма?
Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы
(звук -
частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом
различительных
признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало
возможно
рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем
отдаленнее,
тем "хуже" созвучие.
Согласные
фонемы различаются:
1)
по месту образования
2)
по способу образования
3)
по участию голоса и шума
4)
по твердости и мягкости
5)
по глухости и звонкости
Признаки
эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем
признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое
различие
создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются
по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже
воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.
Первые
три признака создают различия фонем более существенные, чем два
последние.
Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две
условные
единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на
1-2
у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не
удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования -
на 2,
глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше
время
рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место
образования, способ образования).
Итак,
отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и
мягких: Т -
Т', К - К', С - С' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно
редко,
так из трех пар рифм "откоС'е - роСы", "откоСы - роСы" и
"откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.
Замещение
глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З,
Ш-Ж, Ф-В
(у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).
Хорошо
отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и
Б-Д-Г
(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж
(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с
К.
Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных
сочетаниях.
Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] -
сини -
силе - красивы).
Итак,
завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной
рифма
является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные
окончания
стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия
согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным
гласным в
рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже -
двух
звуков.
Системы
рифмовки
Раньше
в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы
рифмовки,
чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар
(и
более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни
пишущему
стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит
разнообразить свои строфы.
Смежная
- рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым
(аабб)
(одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания
стихов).
Это
наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ
подвластен
даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм
(ассоциативная
пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными
строками).
Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Выткался
на озере алый свет зари,
На
бору со звонами плачут глухари.
Плачет
где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только
мне не плачется - на душе светло.
Следующий
способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому
количеству
пишущей публики.
Перекрестная
- рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Хоть
схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в
ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и
учатся
такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти
вторую,
рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все
распадается
на отдельные двустишия).
Люблю
грозу в начале мая,
Когда
весенний первый гром,
Как
бы резвяся и играя,
Грохочет
в небе голубом.
Третий
способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже
имеет
меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая
(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с
третьим.(абба)
Такая
схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы
затирается последующей парой рифмующихся строк).
Глядел
я, стоя над Невой,
Как
Исаака-великана
Во
мгле морозного тумана
Светился
купол золотой.
И
наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование
сложных
видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
Вдали
от солнца и природы,
Вдали
от света и искусства,
Вдали
от жизни и любви
Мелькнут
твои младые годы,
Живые
помертвеют чувства,
Мечты
развеются твои.
В
заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго
и
догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и
в
любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все
же,
прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не
совсем
изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с
основными канонами.
4. Строфы
Строфа
- от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в
стихах
основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных
произведений, как
строфа.
Строфа
- это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно
повторяющимся в
других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой
законченное
синтаксическое целое.
Наиболее
распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия,
октавы,
терцины.
Наименьшей из строф является двустишие.