Меню сайта

Категории раздела
зачет по композиции [0]
Страничка для взрослых [5]
любопытные тесты [7]
теория и наука [10]
Диагностические тесты используемые в студии [4]
Документация студии [0]
Театральные зарисовки [2]
Доброе видео [1]

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Главная » 2010 » Июнь » 28 » Теория стихосложения 1 часть
22:12
Теория стихосложения 1 часть

Метры и размеры стиха.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.
Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.

Ритмика – учение о ритме отдельной строки или и ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала ( звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.). СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.

 

Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму. В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и пространстве. Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент ритмической системы. Под метром с древнейших времен понимают правильное чередование идентичных ритмических элементов текста: долгих и кратких слогов в античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и цезурных пауз – в силлабике и т.д. Иногда параллельно с термином «метр» употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в верлибре. Поговорим о стихотворных размерах. Чаще всего они двудольные и трехдольные. Супердалектическая (многодольная) форма стиха встречается значительно реже.


Стихотворные метры

1. Хорей - двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге

Например (А. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы   10101010
Пробирается луна,                1010101
На печальные поляны            10101010
Льет печально свет она.      1010101

 

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

 

2. Ямб – двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге. Например (В. Маяковский)

Я знаю - город будет,               01010
Я знаю – саду цвесть,              010101
Когда такие люди                    0101010
В стране советской есть.      010101

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

3. Дактиль – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Например (Н. Некрасов)
Славная осень! Здоровый, ядреный!      100100100100100
Воздух усталые силы бодрит;                100100100100
Лед неокрепший на речке студеной       100100100100100
Словно как тающий сахар лежит.           100100100100

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).


4. Амфибрахий – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на втором слоге. Например (Н. Некрасов)

Однажды в студеную зимнюю пору       010010010010
Я из лесу вышел; был сильный мороз,  01001001001
Гляжу, поднимается медленно в гору    010010010010
Лошадка, везущая хворосту воз.           01001001001

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

5. Анапест – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на третьем слоге Например (А.Фет)

Я тебе ничего не скажу,                001001001
Я тебя не встревожу ничуть,         001001001
И о том, что я молча твержу,        001001001
Не решусь ни за что намекнуть.   001001001

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

 

Белый стих – название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы Например (А. Пушкин )

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

Цезура – в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Античные метры

 

Гекзаметр - 6-стопный дактиль. (Гомер)

Пентаметр – вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами.

Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр)

Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть. (пентаметр)

Ямбический триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с цезурой посреди 3-й и 4-й стопы.

О дети, Кадма, древнего побег младой,

Зачем воссели здесь пред алтарями вы,

Молитвенные ветви принеся с собой,

Пеанами наполнен и стенаньями?

(Софокл, Царь Эдип, пер. С. Шервинского)

Хореический тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней:

Не судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей!

Боги путь твой указали промыслительной рукой,

И склонили путь рыданий к безнадежным глубинам,

И живым увидеть оком дали тихой Смерти дол…

(Вячеслав Иванов, Орфей)

Хореямб - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба.

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой.

(А. Пушкин)

Холиямб – «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем.

Богатства бог, чье имя Плутос – знать, слеп он!

Под кров певца ни разу не зашел в гости.

(Пер. Вяч. Иванова)

Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей).

Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии.

Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия. Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха.

 

 

Категория: теория и наука | Просмотров: 6409 | Добавил: Владимирова | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 3
3 immundwhemi  
0
Живопись холста всегда поражала воображения человека, популярные художники вдохновляли души в картины, отображая чувства и эмоции, передавая окружающую атмосферу происходящего. Сама по себе живопись очень старинное искусство, оно берёт начало с основанием цивилизации, на ряду с разнообразием культуры и обычаев. Первые рисунки живописи были обнаружены ещё на стенах пещер, где жили первые люди, на этих изображениях были отражены в основном доисторические животные и охотники. В дальнейшем с развитием человечества, мастера живописи сами делали краски и выбирали материалы, тем самым став первооткрывателями и основопологателями данного направления искусства. Многое для искусства живописи сделал известный художник, http://bypaint.net/j/234-zheriko-zhan-lui-teodor.html - жерико жан-луи-теодор оставивший после себя много произведений.

Первые картины были о сюжетах библейской или мифологической живописи, самыми популярными произведениями были настенные росписи и иконы. Не мало популярной была и портретная живопись, в бедующем немного вытесняла иконопись. Искусству нет придела, так как нет придёлов человеческой фантазии: одни мастера живописи изображают причудливых мифологических сущностей, другие отражают исторические сражения, третьи отображают красоту женского тела на холсте. Хоть живописцы и рисуют произведения о разных сюжетах, они довольно часто используют одни и те же компоненты для роботы, самыми известными есть акварель и масляные краски, но краски некоторых мастеров хранят секрет своих составляющих до наших пор. Стоит также напомнить о наших российских мастерах, которые состояли в обществе художников передвижников, которые сделали невероятный вклад в основание жанровой живописи и пейзажей. В те времена часто присутствовало явление обмена студентами от художественной академии , что положительно сказалось на русской живописи, обогащая её новыми стилями в основном западных мастеров. Не последнее место в культуре живописи занимают русские художники пейзажисты, изображающие степные ландшафты, деревенские виды и морские пейзажи. Также стоит отметить, что одни из самых прекрасных картин морских пейзажей есть шедевры изображающие корабли в бурю и морские пейзажи закатов. Многим мастерам для того чтобы работать по профессии приходилось делать портреты на заказ, они часто изображали портреты знаменитых людей и даже портреты животных. Некоторые живописцы изображали на своих холстах своих супруг или родных, а также собственные портрет. Не мало внимания мастера уделяли жанру ню, часто передававших холсту ослепляющую красоту женского тела. Рисовали картины и о животных, в жанре анимализма, часто изображая коров, птиц и других сельскохозяйственных животных. Другие отображали не живую природу, в жанре натюрморта, рисуя плоды, а иногда рисовали праздничный стол ближним планом с разными блюдами крабов и другого.

На пике развития живописи уже существовало множество стилей и жанров. Какими разнообразными и старинными не были бы жанрами живописи но их используют до наших времён, в храмах рисуют фрески и иконы, в истории живопись тоже не стоит на месте, ведь великие сражения и портреты генералов запечатлены на холсту, а старинные шедевры и сейчас будоражат и вдохновляют наше воображение.

2 PamGormargy  
0
Интересная тема

1 Liska  
0
Отлично :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz