РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного
стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В
силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом
ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь
обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер
(напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера
(напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").
МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и
слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные
места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными
слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на
промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами
(безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении
слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и
отсутствует в силлабическом и тоническом. Метрика – учение о внутренней
соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит
в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его
частные подразделения – размеры и системы стихосложения.
Ритмика – учение о ритме отдельной строки или и ритмической
системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов
словесно-звукового материала ( звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм,
фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.). СТОПА - повторяющееся сочетание
сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха
(напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).
Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных
строк, закономерно повторяющихся в тексте.
Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста,
включающей в себя и рифму. В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное
чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и
пространстве. Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент
ритмической системы. Под метром с древнейших времен понимают правильное
чередование идентичных ритмических элементов текста: долгих и кратких слогов в
античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и
цезурных пауз – в силлабике и т.д. Иногда параллельно с термином «метр»
употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны
дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя
размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в
неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в
верлибре. Поговорим о стихотворных размерах. Чаще всего они двудольные и
трехдольные. Супердалектическая (многодольная) форма стиха встречается
значительно реже.
Стихотворные метры
1. Хорей - двудольная (из двух слогов)
стопа с ударением на первом слоге
Например
(А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы10101010
Пробирается луна,1010101
На печальные поляны10101010
Льет печально свет она.1010101
ХОРЕЙ
- (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий),
стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл,
как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры
русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.
2.
Ямб – двудольная (из двух слогов)
стопа с ударением на втором слоге. Например (В. Маяковский)
Я знаю - город будет,01010
Я знаю – саду цвесть,010101
Когда такие люди0101010
В стране советской есть.010101
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах
стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый
употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры
4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и
драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
3. Дактиль – трехдольная (из трех
слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Например (Н. Некрасов) Славная осень! Здоровый, ядреный!100100100100100
Воздух усталые силы бодрит;100100100100
Лед неокрепший на речке студеной100100100100100
Словно как тающий сахар лежит.100100100100
ДАКТИЛЬ
- (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными
стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма
глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского
силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в
19-20 вв.).
4. Амфибрахий – трехдольная (из трех
слогов) стопа с ударением на втором слоге. Например (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю
пору010010010010
Я из лесу вышел; был сильный мороз,01001001001
Гляжу, поднимается медленно в гору010010010010
Лошадка, везущая хворосту воз.01001001001
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный
метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не
вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского
силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19
в.).
5.
Анапест – трехдольная (из трех
слогов) стопа с ударением на третьем слоге Например (А.Фет)
Я тебе ничего не скажу,001001001
Я тебя не встревожу ничуть,001001001
И о том, что я молча твержу, 001001001
Не решусь ни за что намекнуть.001001001
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв.
отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см.
стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто
сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок).
Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4-
и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Белый стих – название метрически (стопных) стихов без рифм.
Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его
различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы Например
(А. Пушкин )
Все говорят: нет правды на
земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…
Цезура
– в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий
стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в
метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию
интонационно-фразовой паузы.
Античные метры
Гекзаметр
- 6-стопный дактиль. (Гомер)
Пентаметр
– вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть
ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами.
Бьет
в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр)
Чтобы
в пентаметре вновь мерно, певуче упасть.
(пентаметр)
Ямбический
триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с
цезурой посреди 3-й и 4-й стопы.
О
дети, Кадма, древнего побег младой,
Зачем
воссели здесь пред алтарями вы,
Молитвенные
ветви принеся с собой,
Пеанами
наполнен и стенаньями?
(Софокл,
Царь Эдип, пер. С. Шервинского)
Хореический
тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из
четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней:
Не
судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей!
Боги
путь твой указали промыслительной рукой,
И
склонили путь рыданий к безнадежным глубинам,
И
живым увидеть оком дали тихой Смерти дол…
(Вячеслав
Иванов, Орфей)
Хореямб
- в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба.
В
час незабвенный, в час печальный
Я
долго плакал пред тобой.
(А.
Пушкин)
Холиямб
– «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику
древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу
шестистопного ямба заменил хореем.
Богатства
бог, чье имя Плутос – знать, слеп он!
Под
кров певца ни разу не зашел в гости.
(Пер.
Вяч. Иванова)
Наряду
с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных,
неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном
порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей).
Логаэды использовались античными поэтами главным
образом в лирике и в хоровых партиях трагедии.
Античная поэзия сохранила верность метрической системе
стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не
утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился
из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской
церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все
страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами
католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были
подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия. Древняя
Русь – песенный, былинный характер стиха.
Живопись холста всегда поражала воображения человека, популярные художники вдохновляли души в картины, отображая чувства и эмоции, передавая окружающую атмосферу происходящего. Сама по себе живопись очень старинное искусство, оно берёт начало с основанием цивилизации, на ряду с разнообразием культуры и обычаев. Первые рисунки живописи были обнаружены ещё на стенах пещер, где жили первые люди, на этих изображениях были отражены в основном доисторические животные и охотники. В дальнейшем с развитием человечества, мастера живописи сами делали краски и выбирали материалы, тем самым став первооткрывателями и основопологателями данного направления искусства. Многое для искусства живописи сделал известный художник, http://bypaint.net/j/234-zheriko-zhan-lui-teodor.html - жерико жан-луи-теодор оставивший после себя много произведений.
Первые картины были о сюжетах библейской или мифологической живописи, самыми популярными произведениями были настенные росписи и иконы. Не мало популярной была и портретная живопись, в бедующем немного вытесняла иконопись. Искусству нет придела, так как нет придёлов человеческой фантазии: одни мастера живописи изображают причудливых мифологических сущностей, другие отражают исторические сражения, третьи отображают красоту женского тела на холсте. Хоть живописцы и рисуют произведения о разных сюжетах, они довольно часто используют одни и те же компоненты для роботы, самыми известными есть акварель и масляные краски, но краски некоторых мастеров хранят секрет своих составляющих до наших пор. Стоит также напомнить о наших российских мастерах, которые состояли в обществе художников передвижников, которые сделали невероятный вклад в основание жанровой живописи и пейзажей. В те времена часто присутствовало явление обмена студентами от художественной академии , что положительно сказалось на русской живописи, обогащая её новыми стилями в основном западных мастеров. Не последнее место в культуре живописи занимают русские художники пейзажисты, изображающие степные ландшафты, деревенские виды и морские пейзажи. Также стоит отметить, что одни из самых прекрасных картин морских пейзажей есть шедевры изображающие корабли в бурю и морские пейзажи закатов. Многим мастерам для того чтобы работать по профессии приходилось делать портреты на заказ, они часто изображали портреты знаменитых людей и даже портреты животных. Некоторые живописцы изображали на своих холстах своих супруг или родных, а также собственные портрет. Не мало внимания мастера уделяли жанру ню, часто передававших холсту ослепляющую красоту женского тела. Рисовали картины и о животных, в жанре анимализма, часто изображая коров, птиц и других сельскохозяйственных животных. Другие отображали не живую природу, в жанре натюрморта, рисуя плоды, а иногда рисовали праздничный стол ближним планом с разными блюдами крабов и другого.
На пике развития живописи уже существовало множество стилей и жанров. Какими разнообразными и старинными не были бы жанрами живописи но их используют до наших времён, в храмах рисуют фрески и иконы, в истории живопись тоже не стоит на месте, ведь великие сражения и портреты генералов запечатлены на холсту, а старинные шедевры и сейчас будоражат и вдохновляют наше воображение.