Подростковый возраст ассоциируется со словами «кризис», «трудные подростки»
и тому подобными пугающими родителей вещами. Действительно, подростковый
возраст непростой период в жизни семьи, но при этом он характеризуется
множеством интересных и важных моментов, знание которых, возможно, поможет
родителям лучше понимать своих детей. Развитие подростков протекает интенсивно,
психика подростков меняется, они буквально на глазах становятся взрослее и
самостоятельнее.
Подростковый возраст богат на эмоции и переживания, отчасти спровоцированные
бурными физиологическими перестройками и дополненные новообразованиями в
психике и другими переменами. В этом возрасте складываются убеждения и
формируется характер, появляются идеалы и кумиры. Вашему сыну, даже если он и
отличался раньше завидным спокойствием и терпением не всегда удается с ними
справиться. И как сложатся в дальнейшем отношения в семье во многом зависит от
терпения и способности родителей принять происходящие изменения и понять такого
«колючего и трудного» ребенка.
Что происходит с подростком?
Подростковый возраст – время, когда ребенок находится на своеобразной
границе: он уже не готов оставаться ребенком, появившееся «чувство взрослости»
заставляет стремиться к самостоятельности, взрослости, а «социальный статус»
школьника не позволяет перешагнуть эту границу. Родителям приходится считаться
с этими изменениями, чтобы сохранить в семье взаимопонимание и мир. Как бы это
не было сложно, нужно выделить те дела, с которыми ребенок может справиться
самостоятельно и дать ему возможность ощутить свою самостоятельность в полной
мере. Можно выделить также дела, которые он сможет делать сам через некоторое
время и те, которые вы делаете вместе. Проблема подросткового возраста
становится менее острой, если родители смогут избежать гиперопеки, назиданий,
требовательности в категоричной форме. Важно также уважительно относиться к
подростку, его друзьям, взглядам на жизнь и увлечениям.
Подростковый возраст требует уважения к мнению, отношений на равных,
самостоятельности, дружеского тона в общении. Раздражение провоцирует грубость,
недоверие, слезы.
Парадоксы подросткового возраста.
Достаточно серьезно меняется психология подростка по отношению к взрослым. В
отличие от детей более младшего возраста подростки перестают во всем
безоговорочно верить взрослым, подмечают недостатки, запоминают оплошности,
оценивают поведение и речь. Стремление критиковать окружающих и окружающее
прекрасно уживается с низкой самокритичностью и нежеланием признавать свои
ошибки или неправоту.
Подростковый возраст богат подобными парадоксами. Такие положительные черты
как нетерпимость к неправде и несправедливости, готовность стоять за правду
сочетаются с трудностями и неумением разобраться в реальных непростых жизненных
ситуациях.
Развитие подростков проходит через этап, когда в подростке борются нежелание
быть кем-то воспитываемым и стремление быть успешным и положительным. Для них
уже не так важен процесс как для младших школьник. Становится важной цель,
появляется желание выполнить задание как можно лучше.
И таких противоречий подростковый возраст несет немало: отчаянное желание самовыразиться
и непонимание как это сделать, испытание необходимости совета и помощи старшего
и принципиальное подчеркивание своей самостоятельности и нежелание обращаться
за помощью, увлечение идеями, теориями и отрицание авторитетов, легкомыслие и
желание много знать…
Подростковый возраст и школьные успехи.
Интеллектуальное развитие подростков отнюдь не замирает на фоне других
процессов. Активизируются процессы познания, появляются новые знания, интересы
и увлечения. Довольно часто именно подростковый возраст начало серьезного
увлечения философией, психологией, социологией, политикой, историей религии и
другими областями, позволяющими глубже понять себя и окружающий мир. Подростки
более глубоко осмысливают жизнь и происходящие в ней явления. Восприятие становится
более осмысленным и целенаправленным, более организованным и в то же время
избирательным. Восприятие и внимание в большей степени направлены на те вещи,
которые интересны, любимое дело может поглощать все свободное время. А вот
внимание произвольное к вещам, которые неинтересны неустойчиво, излишняя
возбудимость нервной системы этому мешает. Такова уж противоречивая психология подростков.
Совершенствуется память, появляется желание осваивать новое осмысленно,
пересказывать прочитанное своими словами. Развивается мышление, в большей
степени логическое, развивается и усложняется речь. Расширяется спектр
абстрактных понятий и представлений доступных пониманию подростка. Он стремится
мыслить самостоятельно, защищать свои суждения, разбираться самостоятельно.
Любознательность в выбранной области растет, появляются «профессиональные
интересы».
Что делать родителям?
Наступил подростковый возраст и ребенок изменился? Стал неуравновешенным,
замкнутым, порой предпочитает музыку или книгу близкому другу? Развитие
подростков нуждается в таком уединении и сосредоточении на своих переживаниях,
такова психология подростков и с этим ничего не поделаешь.
Не надо пытаться выдергивать его из этого состояния, если оно не вызывает у вас
опасений о здоровье ребенка. Настроение и его изменчивость во многом влияют на
поведение подростка.
К.Д. Ушинский писал, что жизнь подростка нужно организовать так, чтобы он
постоянно был занят полезной деятельностью, чтобы у него не было свободного
времени, не занятого работой, мыслями, делами, чтением, потому что именно в
такие «пустые» часы портится нравственность. В этом есть доля правды. В первую
очередь благодаря тому, что в этот период развитие подростков проходит весьма
бурно: идет бурная биологическая перестройка организма, процесс полового
созревания. Психология подростков меняется на глазах: происходят изменения во
взглядах, психике, поведении и отношении к себе и миру.
Родителям можно пожелать терпения, чуткости и доброжелательности, которые
пригодятся в общении с подросшим сыном. Но важно не только сберечь добрые
отношения, но и сохранить свой авторитет и научиться не назойливо, помогать
ребенку. Внутренний мир подростка – ценность, к которой нужно относиться
бережно и тактично. При этом ваши такие «самостоятельные и взрослые» дети
продолжают нуждаться в ваших советах, общении и поддержке. Старайтесь проводить
свободное время с детьми, лучше всего вместе: смотрите и обсуждайте книги,
делитесь новостями, отдыхайте, ходите в бассейн, спорьте о жизни. Не
игнорируйте интересы ребенка, его мнение и мысли, его «личную» жизнь, будьте
тактичны, и вам удастся пережить этот период благополучно. Психология подростков интересна и уникальна, а этот
период совсем скоро пройдет. У вас есть прекрасная возможность помочь своему
ребенку стать гармоничной, развитой, уверенной в себе личностью. Ваш малыш уже не
ребенок, он взрослеет и это уже не изменить…