Главная » 2010 » Июнь » 24 » Особенности младшего школьного возраста
17:01
Особенности младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее
время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и
психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического
обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к
коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности,
выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего
школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими
людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего
школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать
сверстники, возрастает роль детского сообщества
Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках
учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие
наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно
мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает
снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже
есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы
этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично
значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития
ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие
виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые
достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом
школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности
ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в
ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные
процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие —
думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении
младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1
раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны
достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу
действий.
В младшем школьном возрасте память, как
и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть
их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты
произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для
становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот
период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13
мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала:
группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация,
структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы,
перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация
ассоциации, повторение.
Трудность выделения главного,
существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной
деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина,
исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что
краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко
— это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не
умеют.
Отмеченные особенности мыслительной
деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части
учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят
иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать
различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые
психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание
материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть,
дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной
путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось
какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного
процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у
товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит появление и
другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится
самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В
основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом
возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать
определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами,
и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в
группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным
мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников
произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование
результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с
точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать
его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в
поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней
жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их
выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к
поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его
смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка
по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость
в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по
поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как
внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам
эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное
содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического
равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».
Развитие личности младшего школьника
зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила,
ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно
благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и
нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии
детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет
зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают
важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит
рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности
ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается
другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются
определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать
их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка
шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
«Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет
развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к
правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка
расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по
законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок
переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.
Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во
взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности,
занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе,
подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к
превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более
интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить
общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к
формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется
эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его
жизни».
Дети стремятся к совершенствованию
навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной
для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка
развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в
просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень
значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает
свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в
новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими
детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден
учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст
является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста
обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом
определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста
ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные
приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается
дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста —
создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с
учетом индивидуальности каждого ребенка.