Меню сайта

Наш опрос
Сколько тебе лет?
Всего ответов: 664

Статистика

Сейчас на сайте 1
Гостей: 1
Гномов: 0

Автор разработки – Владимирова Мария Леонидовна, преподаватель театрального отделения Детской школы искусств № 11 г. Кирова. Режиссер детского театра «Гном и Дом»

   Существует множество способов стимулировать актерское раскрепощение у детей, снятия зажимов и стимулировать эмоциональное освобождение, но хотелось бы рассказать ещё про один замечательный тренинг, который мы постоянно используем в своей практике.
   Идея таких занятий пришла случайно, во время приборки в костюмерной. Дети начали примерять костюмы, и фотографировать себя на телефоны. Вот и решили мы сделать такое занятие, которое и детям очень нравится и с точки зрения педагогики очень эффективно.
   Детям нравится наряжаться и видеть себя на фотографиях, а мы можем параллельно решить множество задач: корректировать личность, обучать актерскому мастерству, развивать творческие способности и многое другое (это уже будет зависеть от направления общения руководителя и детей).
Основой для данной разработки служат следующие позиции:
- Ребенок, пришедший в детский театральный коллектив, мечтает сразу сыграть все роли, а когда мы начинаем спрашивать, что именно его привлекает, оказывается, что он просто мечтает перемерять все костюмы в костюмерной.
- Ребенок боится проявлять себя в незнакомой ситуации (о вновь пришедших детях), а уже занимавшиеся ранее дети – хотят постоянно разнообразить поток переживаемых эмоций, но стесняются этого.
- Есть очень большая разница: нарядится кем-то или почувствовать себя кем-то!
- Свобода выбора – основной стимул для творчества, но без постоянного эмоционально-активного одобрения, дети не могут почувствовать себя свободно.
План-конспект урока
ТЕМА: Многообразность .
Тип занятия: Фототренинг.
Вид занятия:  Творческая мастерская
Цель занятия: Через костюм и элементы физической характеристики создаваемого образа раскрыть эмоциональное понимание и погружение в образ.
Задачи занятия:
Образовательные
- обучить детей основным понятиям работы с образом (не как, а что).
- на основе имеющихся знаний, обучить приемам и способам самостоятельной работы с образом.
- расширить базу знаний в рамках актерского мастерства.
Развивающие
- содействовать формированию целостного восприятия образа, ориентируясь не на костюм и реквизит, а на его внутреннюю сущность;
- способствовать гармоничному развитию ребенка;
- снятие стереотипного отношения к фотографированию как к процессу позирования;
- сформировать уверенный навык создания образа, как одной из возможности выражения своих чувств, переживаний, стремлений, желаний и т.д.
Воспитательные
- способствовать формированию ценностных представлений о личности, любви, заботе, дружбе и т.д.;
- сформировать поведенческие формы, позволяющие проявлять внутреннее эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Коррекционная
- корректировать выявившиеся в процессе занятия отклонения в различных сферах личности;
- усилить значимость личности ребенка, за счет принятия себя и других, как ценности;
- помочь детям в преодолении неуверенности в себе и скованности в творческой деятельности;
- способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
- коррекция эмоционально-волевай сферы.

Время проведения: начало учебного года.
Место проведения: учебный класс театрального отделения.
Возраст участников: от 3 до 15 лет (соответственно группе).
Длительность теоретической части занятия 10 минут.
Длительности практической части занятия 1,5 – 2 часа – для старших и 05 – 1 час для дошкольников.
Затраченное время педагога на обработку результатов 2 – 5 часов.
Для проведения тренинг-занятия необходимо:
-  Наличие кабинета площадью не менее 20 кв.м.
-  Наличие фотоаппарата. Для проведения треннг-занятия необходимо:
-  Наличие кабинета площадью не менее 20 кв.м.
-  Наличие большого зеркала.
-  Наличие фотоаппарата (мы используем бытовую цифровую камеру).
-  Наличие у педагога компьютера или ноутбука.
- Наличие костюмов и элементов костюмов для мальчиков и девочек различной тематики (у нас 4 огромных пакета головных уборов, накидок, париков, платков). Основное требование – возможность быстро переодевать костюмы, не снимая при этом своей повседневной одежды.
-  Свободная стена без яркого рисунка или задник (используемая как задний план фотографии).
-  Возможность обработки готовых фотографий в программе Photoshop (Это не сложно! Я научилась качественно вырезать силуэт и вставлять в другой фон за два дня! А установить при желании очень реально – есть люди, которые помогут вам за 10 минут.)

Используемые принципы построения занятия:
•    Погружение в нестандартную ситуацию;
•    Принцип подтверждения уникальности личности;
•    Принцип наглядности;
•    Принцип построения внутреннего образа;
•    Принцип творческой активности;
•    Принцип творческой самореализации;
•    Принцип моторного закрепления.

В процессе занятия дети должны освоить:
Знать:
- принципы работы по созданию образа;
- основные приемы и особенности работы перед фотокамерой;
- принципы поведения и взаимоотношений в группе.
Уметь:
- внутренне понимать образ и работать с внутренним монологом;
- применить полученные навыки в актерском мастерстве;
Овладеть навыками:
- свободного, бесконфликтного общение в группе;
- эмоционального выражения своих потребностей и мотивов;
- перевоплощения и актерской игры;
- отказа от эмоциональных зажимов и понимать почему чувствовать себя свободно комфортнее, чем зажиматься.
Этапы тренинг-занятия:
Само занятие проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап
Здесь руководитель готовит стулья (мы ставим их буквой Г, чтобы обзор костюмов для детей был максимально удобным), и приносит пакеты.
Первый этап «Получение разрешения»
Руководитель рассказывает о возможности превратиться в кого угодно и, вдруг, дает разрешение посмотреть что в пакетах. Одновременно с этим детей просят достать оттуда всё содержимое и разложить на стулья. Так проходит первое знакомство детей с костюмами.
Это позволяет им наметить приоритеты и рассмотреть внимательно всё, что предлагается для тренинга.
Второй этап «Кто готов – выходи!»
Детей просят очень внимательно рассмотреть все костюмы и выбрать то, что больше всего нравится. Однако, одевая костюм ребенку необходимо не просто нарядится в образ, а почувствовать его.
Когда первый будет готов – его приглашают к фоновой стене.
Руководитель задает вопросы:
Кто ты? Что тебе нравится? Где ты живешь? Что чаще всего чувствуешь? Как ты относишься к окружающим? И т.д.
Ребенок отвечает, находясь в образе. В это же время руководитель фотографирует создаваемый образ несколько раз.
Затем ребенка отправляют переодеваться в новый костюм, а на его место приглашают следующего (за весь период работы я заметила, что очередь могут образовать только дети дошкольного возраста, первый раз участвующие в тренинге, остальным же бывает мало времени, чтобы переодеться и подумать над образом).
Тренинг проходит динамично, руководитель постоянно поощряет и ведет активное общение со всеми участниками.
Занятие длится примерно 1,5 – 2 часа, но определять когда нужно закончить можно по очень интересному и специфичному признаку: дети начинают фотографироваться группами. Если такое происходит с самого начало – это говорит о скованности группы, а когда по истечении часа – говорит об адаптации к камере и эмоциональном очищение. Такие групповые фотографии бывают самыми эмоциональными и выразительными.
Не забывайте попросить детей, чтобы они сами сложили костюмы обратно и поблагодарить за хорошую работу!
Третий этап – «Получение результата»
Это будет примерно через 3 – 4 дня. Все хорошо получившиеся фотографии руководитель делит на папки с именами. Самые удачные изображения  обрабатываются, им делают фон, корректируют яркость и контрастность.
Дети приходят на занятие каким-либо носителем (флешка, диск) и получают свою папку фотографий.
В дальнейшем практически все обработанные портреты родители распечатывают и вешают на стенку в рамку (это уже выводы из рассказов детей). Родители гордятся своим актером, а ребенок получает качественно новый опыт, закрепленный результатом и понимает насколько он проникся духом созданных образов.
Методические рекомендации
По наблюдением за детьми, участвующими в тренинг-занятиях можно заключить:
1.    Дети делятся на несколько групп:
- Дети активно включающиеся в работу и показывающие результаты уже на первом занятии.
- Дети, испытывающие внутренний страх и стеснение во время занятия. Их меньше чем в первой группе, но необходимо обратить внимание на них и стимулировать к деятельности.
- Дети остающиеся в стороне. Их либо вообще нет, либо один-два. Чаще двое, т.к. один постоянно утаскивает за собой второго (бояться вдвоем веселее). Таким детям надо дать задание – придумать и сфотографироваться не менее чем в пяти образах. И, как правило, работа начинается.
На первом занятии дети часто показывают то, что когда-то видели. Жесты как у принцессы, поза как у модели. Здесь необходимо сразу оговорить с ребенком, что если он почувствует себя принцессой, то всем вокруг станет понятно, что это принцесса, а использовать знакомые жесты совсем не обязательно. Такой шаблон проходит к концу первого занятия и через полгода (на втором тренинге) дети уже не стремятся показать «как», а пытаются чувствовать «что».
Некоторые дети, надев костюм, просто стоят и не могут снять эмоциональный зажим. В этом случаи руководителю необходимо больше говорить о характере образа и помочь пройти ребенку всю дорогу понимания внутреннего состояния. Обычно мы используем такие техники как похвала. Мы хвалим образ: «Уважаемая принцесса, вы такая красивая! А у вас большой замок? А гости к вам приходят? Ой, смотрите, гости идут! Надо их встретить по-королевски!». После этого ребенок без труда принимает величественную позу, а внутри начинает ощущать образ принцесс.
Очень полезно сравнивать результаты фототренингов у каждого ребенка, причем лучше это делать совместно с группой. Выбираются наиболее удачные фотографии каждого участника и просматриваются всей группой. Группа не только делает замечания и хвали – группа замечает и подчеркивает рост и профессионализм, а это очень важно для формирования мотивации к личностному самосовершенствованию.

При разработке данного тренинг-занятия использованы: результаты исследования Андрея Роса (2007 год) программа поэтапного раскрепощения и совершенствования человека, получившая название «фототтренинг», основные позиции арт-терапии, сказко-терапии и принципы театро-терапии.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Басова Н.В. Педагогика и практическая    психология. М.: Просвящение. 1987.
2.    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Наука. 1979.
3.    Выготский Д.С. Психология искусства. Ростов Н./д.: Феникс. 1998.
4.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь. 2005
5.    Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика. 1999
6.    Ильин, Е.Н. Путь к ученику.  М.: Педагогический поиск. 1988.
7.    Изард К.Э. Психология эмоций. СПб. Издательство "Питер" 1999.
8.    Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.
9.    Коинтин А.Н. Основы арт-терапии. СПб.:Изд."Дань".1999
10.    Копытин А. И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия – М.: Издательство института психиатрии, 2006.
11.    Крылов А.А. Психология. М.: Просвещение. 1999.
12.    Никитина А.Л. Театр, где играют дети.– М.: Владос, 2001.
13.    Осипова А.А. Введение в творив психокоррекции. М.:ПСМ 2000.
14.    Чехов А.П. Полн. собр. соч. в 30 тт. - М.: Наука, (1974-1986).

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Copyright MyCorp © 2024   Конструктор сайтов - uCoz