Автор разработки – Владимирова Мария Леонидовна, преподаватель театрального отделения Детской школы искусств № 11 г. Кирова. Режиссер детского театра «Гном и Дом»
Существует множество способов стимулировать актерское раскрепощение у детей, снятия зажимов и стимулировать эмоциональное освобождение, но хотелось бы рассказать ещё про один замечательный тренинг, который мы постоянно используем в своей практике. Идея таких занятий пришла случайно, во время приборки в костюмерной. Дети начали примерять костюмы, и фотографировать себя на телефоны. Вот и решили мы сделать такое занятие, которое и детям очень нравится и с точки зрения педагогики очень эффективно. Детям нравится наряжаться и видеть себя на фотографиях, а мы можем параллельно решить множество задач: корректировать личность, обучать актерскому мастерству, развивать творческие способности и многое другое (это уже будет зависеть от направления общения руководителя и детей).
Основой для данной разработки служат следующие позиции:
- Ребенок, пришедший в детский театральный коллектив, мечтает сразу сыграть все роли, а когда мы начинаем спрашивать, что именно его привлекает, оказывается, что он просто мечтает перемерять все костюмы в костюмерной. - Ребенок боится проявлять себя в незнакомой ситуации (о вновь пришедших детях), а уже занимавшиеся ранее дети – хотят постоянно разнообразить поток переживаемых эмоций, но стесняются этого. - Есть очень большая разница: нарядится кем-то или почувствовать себя кем-то! - Свобода выбора – основной стимул для творчества, но без постоянного эмоционально-активного одобрения, дети не могут почувствовать себя свободно.
План-конспект урока
ТЕМА: Многообразность . Тип занятия: Фототренинг. Вид занятия: Творческая мастерская Цель занятия: Через костюм и элементы физической характеристики создаваемого образа раскрыть эмоциональное понимание и погружение в образ. Задачи занятия: Образовательные - обучить детей основным понятиям работы с образом (не как, а что). - на основе имеющихся знаний, обучить приемам и способам самостоятельной работы с образом. - расширить базу знаний в рамках актерского мастерства. Развивающие - содействовать формированию целостного восприятия образа, ориентируясь не на костюм и реквизит, а на его внутреннюю сущность; - способствовать гармоничному развитию ребенка; - снятие стереотипного отношения к фотографированию как к процессу позирования; - сформировать уверенный навык создания образа, как одной из возможности выражения своих чувств, переживаний, стремлений, желаний и т.д. Воспитательные - способствовать формированию ценностных представлений о личности, любви, заботе, дружбе и т.д.; - сформировать поведенческие формы, позволяющие проявлять внутреннее эмоциональное отношение к окружающей действительности. Коррекционная - корректировать выявившиеся в процессе занятия отклонения в различных сферах личности; - усилить значимость личности ребенка, за счет принятия себя и других, как ценности; - помочь детям в преодолении неуверенности в себе и скованности в творческой деятельности; - способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих; - коррекция эмоционально-волевай сферы.
Время проведения: начало учебного года. Место проведения: учебный класс театрального отделения. Возраст участников: от 3 до 15 лет (соответственно группе). Длительность теоретической части занятия 10 минут. Длительности практической части занятия 1,5 – 2 часа – для старших и 05 – 1 час для дошкольников. Затраченное время педагога на обработку результатов 2 – 5 часов.
Для проведения тренинг-занятия необходимо:
- Наличие кабинета площадью не менее 20 кв.м. - Наличие фотоаппарата. Для проведения треннг-занятия необходимо: - Наличие кабинета площадью не менее 20 кв.м. - Наличие большого зеркала. - Наличие фотоаппарата (мы используем бытовую цифровую камеру). - Наличие у педагога компьютера или ноутбука. - Наличие костюмов и элементов костюмов для мальчиков и девочек различной тематики (у нас 4 огромных пакета головных уборов, накидок, париков, платков). Основное требование – возможность быстро переодевать костюмы, не снимая при этом своей повседневной одежды. - Свободная стена без яркого рисунка или задник (используемая как задний план фотографии). - Возможность обработки готовых фотографий в программе Photoshop (Это не сложно! Я научилась качественно вырезать силуэт и вставлять в другой фон за два дня! А установить при желании очень реально – есть люди, которые помогут вам за 10 минут.)
Используемые принципы построения занятия:
• Погружение в нестандартную ситуацию; • Принцип подтверждения уникальности личности; • Принцип наглядности; • Принцип построения внутреннего образа; • Принцип творческой активности; • Принцип творческой самореализации; • Принцип моторного закрепления.
В процессе занятия дети должны освоить: Знать: - принципы работы по созданию образа; - основные приемы и особенности работы перед фотокамерой; - принципы поведения и взаимоотношений в группе. Уметь: - внутренне понимать образ и работать с внутренним монологом; - применить полученные навыки в актерском мастерстве; Овладеть навыками: - свободного, бесконфликтного общение в группе; - эмоционального выражения своих потребностей и мотивов; - перевоплощения и актерской игры; - отказа от эмоциональных зажимов и понимать почему чувствовать себя свободно комфортнее, чем зажиматься.
Этапы тренинг-занятия:
Само занятие проводится в несколько этапов: Подготовительный этап Здесь руководитель готовит стулья (мы ставим их буквой Г, чтобы обзор костюмов для детей был максимально удобным), и приносит пакеты. Первый этап «Получение разрешения» Руководитель рассказывает о возможности превратиться в кого угодно и, вдруг, дает разрешение посмотреть что в пакетах. Одновременно с этим детей просят достать оттуда всё содержимое и разложить на стулья. Так проходит первое знакомство детей с костюмами. Это позволяет им наметить приоритеты и рассмотреть внимательно всё, что предлагается для тренинга. Второй этап «Кто готов – выходи!» Детей просят очень внимательно рассмотреть все костюмы и выбрать то, что больше всего нравится. Однако, одевая костюм ребенку необходимо не просто нарядится в образ, а почувствовать его. Когда первый будет готов – его приглашают к фоновой стене. Руководитель задает вопросы: Кто ты? Что тебе нравится? Где ты живешь? Что чаще всего чувствуешь? Как ты относишься к окружающим? И т.д. Ребенок отвечает, находясь в образе. В это же время руководитель фотографирует создаваемый образ несколько раз. Затем ребенка отправляют переодеваться в новый костюм, а на его место приглашают следующего (за весь период работы я заметила, что очередь могут образовать только дети дошкольного возраста, первый раз участвующие в тренинге, остальным же бывает мало времени, чтобы переодеться и подумать над образом). Тренинг проходит динамично, руководитель постоянно поощряет и ведет активное общение со всеми участниками. Занятие длится примерно 1,5 – 2 часа, но определять когда нужно закончить можно по очень интересному и специфичному признаку: дети начинают фотографироваться группами. Если такое происходит с самого начало – это говорит о скованности группы, а когда по истечении часа – говорит об адаптации к камере и эмоциональном очищение. Такие групповые фотографии бывают самыми эмоциональными и выразительными. Не забывайте попросить детей, чтобы они сами сложили костюмы обратно и поблагодарить за хорошую работу! Третий этап – «Получение результата» Это будет примерно через 3 – 4 дня. Все хорошо получившиеся фотографии руководитель делит на папки с именами. Самые удачные изображения обрабатываются, им делают фон, корректируют яркость и контрастность. Дети приходят на занятие каким-либо носителем (флешка, диск) и получают свою папку фотографий. В дальнейшем практически все обработанные портреты родители распечатывают и вешают на стенку в рамку (это уже выводы из рассказов детей). Родители гордятся своим актером, а ребенок получает качественно новый опыт, закрепленный результатом и понимает насколько он проникся духом созданных образов.
Методические рекомендации По наблюдением за детьми, участвующими в тренинг-занятиях можно заключить:
1. Дети делятся на несколько групп: - Дети активно включающиеся в работу и показывающие результаты уже на первом занятии. - Дети, испытывающие внутренний страх и стеснение во время занятия. Их меньше чем в первой группе, но необходимо обратить внимание на них и стимулировать к деятельности. - Дети остающиеся в стороне. Их либо вообще нет, либо один-два. Чаще двое, т.к. один постоянно утаскивает за собой второго (бояться вдвоем веселее). Таким детям надо дать задание – придумать и сфотографироваться не менее чем в пяти образах. И, как правило, работа начинается. На первом занятии дети часто показывают то, что когда-то видели. Жесты как у принцессы, поза как у модели. Здесь необходимо сразу оговорить с ребенком, что если он почувствует себя принцессой, то всем вокруг станет понятно, что это принцесса, а использовать знакомые жесты совсем не обязательно. Такой шаблон проходит к концу первого занятия и через полгода (на втором тренинге) дети уже не стремятся показать «как», а пытаются чувствовать «что». Некоторые дети, надев костюм, просто стоят и не могут снять эмоциональный зажим. В этом случаи руководителю необходимо больше говорить о характере образа и помочь пройти ребенку всю дорогу понимания внутреннего состояния. Обычно мы используем такие техники как похвала. Мы хвалим образ: «Уважаемая принцесса, вы такая красивая! А у вас большой замок? А гости к вам приходят? Ой, смотрите, гости идут! Надо их встретить по-королевски!». После этого ребенок без труда принимает величественную позу, а внутри начинает ощущать образ принцесс. Очень полезно сравнивать результаты фототренингов у каждого ребенка, причем лучше это делать совместно с группой. Выбираются наиболее удачные фотографии каждого участника и просматриваются всей группой. Группа не только делает замечания и хвали – группа замечает и подчеркивает рост и профессионализм, а это очень важно для формирования мотивации к личностному самосовершенствованию.
При разработке данного тренинг-занятия использованы: результаты исследования Андрея Роса (2007 год) программа поэтапного раскрепощения и совершенствования человека, получившая название «фототтренинг», основные позиции арт-терапии, сказко-терапии и принципы театро-терапии.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. М.: Просвящение. 1987. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Наука. 1979. 3. Выготский Д.С. Психология искусства. Ростов Н./д.: Феникс. 1998. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь. 2005 5. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика. 1999 6. Ильин, Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогический поиск. 1988. 7. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб. Издательство "Питер" 1999. 8. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002. 9. Коинтин А.Н. Основы арт-терапии. СПб.:Изд."Дань".1999 10. Копытин А. И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия – М.: Издательство института психиатрии, 2006. 11. Крылов А.А. Психология. М.: Просвещение. 1999. 12. Никитина А.Л. Театр, где играют дети.– М.: Владос, 2001. 13. Осипова А.А. Введение в творив психокоррекции. М.:ПСМ 2000. 14. Чехов А.П. Полн. собр. соч. в 30 тт. - М.: Наука, (1974-1986).