Главная » 2010 » Июнь » 28 » Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет
22:33
Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Диагностика развития речи
у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Методика изучения
возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия
(понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития
понимания грамматических конструкций.
Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка
и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в
белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала
по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже
ее не приняли.
Муравей
и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула
его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в
ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в
сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил
сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная
галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была
вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин
камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые
красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности
событий, общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я
буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько
предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к
набору еще одно или несколько слов".
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для
углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического
восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений,
пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического
синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс
включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных
звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание
в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и
звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть
использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными
о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже
незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых
звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают
специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем.
Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 3.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть
различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.
Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает
инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я
буду произносить, ты услышишь звук 3' (зъ). Слушай:
С', Ц', 3', Т ', 3' ".
И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные
звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".
Примечание: Звуки Ш, 3', Ц по два раза встречаются в заданных
рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть.
Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как
ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь
слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как
можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале
слова, в середине, в конце".
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
"сковородка".
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на
неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда
мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь
сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы
начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и
сложные".
Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
"Назови первый и последний звук в слове
СЛОН".
Задание 6.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать.
Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих
четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".
О У А М
Задание 7.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть
каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое
слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом
4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я
произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия
предметов, изображенных на этих рисунках".